Libération | 11 октября 2004 г.
Российский газ: волнения вокруг слияния
Лоррен Милло
Действительно ли идет речь о создании нового государственного гиганта в сфере энергетических ресурсов? Или о дележе фантастических доходов от российских нефти и газа между фаворитами Владимира Путина? Через месяц после объявления о плане слияния между "Газпромом", который практически является газовым монополистом, и "Роснефтью", последней нефтяной компанией, остающейся в руках государства, советники президента Путина противостоят друг другу в стремлении установить контроль за новым предприятием.
Неизвестно, какие дела творятся в Кремле, но ставки в игре очевидны: "Газпром" поставляет около четверти газа в ЕС и владеет 20% всех мировых запасов природного газа. "Роснефть" занимает лишь седьмое место среди российских нефтяных компаний, но после слияния в "Газпромом" может купить некоторые активы нефтяной группы ЮКОС, которую Кремль, как кажется, намерен разделить на части.
В письме к Путину, которое опубликовала газета "Коммерсант", руководитель "Роснефти" Сергей Богданчиков, до последнего времени преданный служитель Кремля, осудил условия слияния, разработанные руководителями "Газпрома", продемонстрировав растущее нежелание переходить под командование газпромовского начальства.
По замыслу руководителей газового гиганта, слияние должно заключаться в обмене 10,7% его акций на весь капитал "Роснефти". Государство (которое контролирует 100% "Роснефти" и 39% "Газпрома") должно было увеличить свое участие в новом образовании "Газпромнефть" до 50% плюс 1 акция. Со своей стороны глава "Роснефти" предложил собственный план слияния, предусматривающий, что в руках государства останется порядка 20-25% акций "Роснефти".
"Менеджеры "Роснефти" боятся потерять свои места. А менеджеры "Газпрома" обвиняют "Роснефть" в сокрытии своих активов, - отмечает Анна Мартынова, аналитик российского информационного агентства "Росбизнесконсалтинг". - Однако я не думаю, что эта баталия приведет к завершению процесса слияния, поскольку такова воля Путина".
Став президентом в 2000 году, Путин назначил на руководящие посты этих двух предприятий своих людей: в 2000 году председателем "Газпрома" стал его давний товарищ Алексей Миллер, а председателем управляющего совета "Газпрома" - глава президентской администрации Дмитрий Медведев. В июле этого года во главе "Роснефти" Путин поставил Игоря Сечина. Кроме того, Сечину было поручено наблюдать за деятельностью людей из "Газпрома". По мнению многих аналитиков, Сечин, выходец из спецслужб, является ближайшим соратником Путина, как и Дмитрий Медведев.
"Конфликт между двумя этими гигантами довольно серьезный, - отмечает аналитик российского "Альфа-банка" Анна Бутенко. - Но это новое образование обладает наибольшими возможностями для покупки "Юганскнефтегаза". После ареста главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, которого обвиняют в уклонении от уплаты налогов, Кремль стремится завладеть основными активами бывшего нефтяного гиганта, и ансамбль "Газпром"-"Роснефть" появится очень кстати, чтобы завладеть самыми лакомыми кусками ЮКОСа.
Между тем идея создания нового российского государственного гиганта в сфере энергетических ресурсов подвергается критике российских аналитиков. Кроме того, и "Газпром", и "Роснефть" остаются двумя непрозрачными компаниями, которые российская пресса подозревает в сокрытии масштабного нецелевого использования фондов.
"Это слияние может быть удачей для государства, поскольку новый гигант будет приносить огромные прибыли, которые могли бы идти в государственную казну, - отмечает Анна Мартынова из РБК. - Но в таком случае это слияние должно действительно отвечать интересам государства, а не отдельных индивидуумов".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях