The Guardian | 11 октября 2006 г.
Немногословная реакция Запада говорит о многом
Саймон Тисдолл
Случившееся в эти выходные убийство знаменитой журналистки, автора журналистских расследований Анны Политковской, часто критиковавшей российскую правящую элиту, вызвало возмущение западных средств массовой информации, правозащитников и организаций по защите прав журналистов. Однако официальная реакция большинства западных правительств была довольно сдержанной.
Исключением стало выступление министра иностранных дел Финляндии Эркки Туомиоя, политика левых взглядов, в настоящее время занимающего пост президента ЕС. "Тот факт, что подобное убийство стало возможным, ставит под сомнение репутацию правительства страны, - сказал он. - Давайте посмотрим, проявят ли российские власти желание и способность найти виновных в этом преступлении, куда бы ни вели его следы".
Это звучит вызывающе. В наши дни большинство европейских лидеров предпочитают скорее умиротворять, а не обвинять президента Владимира Путина. Изнурительная в стратегическом и моральном плане зависимость Европы от российских нефти и газа является одной из причин такого поведения. Другая причина заключается в том, что среди тех, кто формирует политическую линию, сложилось мнение, что "новая Россия" неотвратимо пойдет собственным, непривлекательным путем.
Публичное возмущение Туомиоя резко контрастировало с реакцией немецкого правительства. Поначалу оно вообще отказалось от комментариев, хотя этот вопрос поднимался во время вчерашнего визита Путина в Дрезден. Правительство консерваторов, возглавляемое Ангелой Меркель, занято разработкой новой Ostpolitik - "восточной политики" - по образцу политики открытости к странам коммунистического лагеря, проводившейся бывшим западногерманским канцлером Вилли Брандтом. Постсоветская Россия сейчас слишком важна для Германии в качестве основного зарубежного рынка сбыта, главного поставщика энергии и ключевого участника переговоров по иранской и северокорейской проблемам, чтобы ее можно было обижать, и слишком велика, чтобы ее игнорировать.
Конфликт интересов Европы в области торговли, безопасности и прав человека также проявился в европейской реакции на российское запугивание Грузии. Изгнание грузин, работающих в Москве, сравнивалось российскими обозревателями с этническими чистками. Евросоюз взирал на происходящее преимущественно молча.
По словам Дмитрия Тренина, пишущего для "Независимой газеты", российские лидеры (как и американские до них) все больше верят в то, что их страна является "незаменимой" для мира. Но такая позиция усугубляет авторитарные тенденции. Грузия и Украина уже стали мишенями для принудительного возвращения в сферу российского влияния, говорит Тренин. Белоруссия, где Москва решительно настроена предотвратить очередную прозападную "цветную революцию", будет следующей мишенью.
Наблюдая за ситуацией внутри России, сотрудница Фонда Карнеги Маша Липман говорит о "широком наступлении на демократию и личные свободы", которое достигает масштабов "системного кризиса в области прав человека и демократических институтов" и подрывает законность. Во имя реформ оппозиционные партии, независимые средства массовой информации, судебная и электоральная системы постоянно находятся под прицелом. Установилась система навязанной, или так называемой "суверенной", демократии, позволяющая правящей политической и деловой элите с центром в Кремле оправдывать свое монопольное право на власть, не рискуя при этом ее потерять.
Бывший экономический советник президента Андрей Илларионов описал новое кредо Кремля как "идеологию нашизма, дающую привилегии, субсидии, кредиты, власть и права "нашим"... Это идеология агрессии по отношению к "чужим". Это возвращение к варварству".
Бывший премьер-министр России Михаил Касьянов указал на "повальную коррупцию, усугубляющую общую социальную нестабильность".
Бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, возглавляющий оппозиционный Объединенный гражданский фронт, заявил на этой неделе, что убийство Анны Политковской является частью общей тенденции к нетерпимости и централизованному властному контролю. "Этим убийством репрессивные и коррумпированные силы в России дали совершенно ясно понять, что они не остановятся ни перед чем, чтобы остаться у власти", - сказал он.
От этого сражения даже Европейскому союзу, чурающемуся любой борьбы, будет трудно уклониться.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях