Handelsblatt | 11 октября 2006 г.
От партнера до клиента
Матиас Брюггманн
Путин в Германии: германо-российские отношения стали заметно более прохладными
Пламенная страсть Шредера к России окончательно угасла. А на пепелище мужской дружбы вырастают более деловые и холодные отношения. Российский президент Владимир Путин выглядит напряженным, немного надменным, когда выступает рядом с федеральным канцлером Ангелой Меркель на пресс-конференции в легендарном дрезденском "Золотом своде". Выражения лица хозяина Кремля, который прежде во время государственных визитов в Германию выглядел веселым и жизнерадостным, мрачнеет все больше и больше, когда фрау канцлер затрагивает тему прав человека и свободы слова.
Только после прямого вопроса Путин высказывает свою позицию по поводу убийства московской журналистки Анны Политковской - и то после того, как Меркель, одетая во все черное, публично и неожиданно энергично заявляет: "Это убийство должно обстоятельно расследоваться, и российский президент согласен со мной в этом". И тогда слово ненадолго берет Путин. "Это убийство наносит действующей власти больший урон и ущерб, чем ее (Политковской) публикации", - заявил российский президент. Более цинично нельзя было высказаться в день погребения Анны Политковской, проходившего в Москве с участием десятков тысяч человек.
Но не только это демонстрирует, какими через год после отставки Шредера стали отношения между двумя странами: нет ни дружеских объятий, ни приветствий "Владимир" - "Герхард" (теперь - "госпожа канцлер"), и тем более никакого "чистой воды демократа". Но в то же время и никаких миллиардных соглашений, которые "козырной" канцлер устраивал в рамках двусторонних отношений - своего политического детища. Раскрасневшийся Путин в тесноватом костюме на вопрос российского редактора о "роли Германии как партнера России номер 1", набычившись, ответил, что ФРГ является в настоящее время "нашим крупнейшим газовым клиентом".
Он затронул также вопрос о расширении энергетического партнерства. После ввода в эксплуатацию нового Балтийского газопровода поставки газа в Германию могут быть увеличены вдвое, а сама ФРГ может стать, по словам российского президента, крупным центром европейского распределения российского газа. Меркель также подтвердила, что федеральное правительство безоговорочно поддерживает вызвавший много споров проект по строительству Балтийского газопровода.
На вопрос о ностальгии по Дрездену, где Путин провел пять лет, с 1985 по 1990 год, в качестве агента КГБ, заметно постаревший за шесть лет своего президентства шеф Кремля улыбнулся: "Я провел здесь почти пять лет, и здесь родилась моя дочь. Я говорю на языке, на котором говорят все вокруг. Я знаком с теми картинами, которые мне показали в "Золотом своде". И поэтому я благодарен госпоже канцлеру за то, что мы встретились с ней именно здесь". Если бы Путин встречался в Дрездене со Шредером, на повестке дня стоял бы вечер за кружкой пива Pilsener в пивной Am Thor, где о визите Путина напоминает фотография, а хозяин заведения Йоахим Лох молчит как рыба по поводу тогдашнего выбора его самого именитого гостя, сделанного в пользу пива Radeberger.
Меркель и Путин отличаются и своим восприятием событий, связанных с концом эры ГДР: президент в своих мемуарах сожалеет о развале СССР, когда он, находясь в Дрездене, требовал по телефону военного подкрепления в связи с предполагаемым штурмом штаб-квартиры КГБ. "Но в ответ было только молчание". Путин до сих пор сожалеет о закате мировой империи. Что касается Меркель, в то время физик Академии наук ГДР, была активным участником демонстраций, организованных движениями в защиту гражданских прав в поддержку открытия Берлинской стены.
Однако причиной охлаждения отношений между двумя странами стали не только разные жизненные пути агента КГБ и физика. Германо-российские торговые отношения продолжают набирать обороты, однако ожидания немецких экономистов, связанные с Россией, несколько остыли: "В течение последних 18 месяцев отмечаются шаги назад со стороны Германии", - заявил сотрудничающий с Москвой с 1974 года представитель судоходной компании во время встречи немецких и российских представителей компаний, проходящего в рамках государственного визита. Его коллега добавил: "В настоящее время в Китае экономика более рыночная, чем в России. В кремлевской империи процветает коррупция. И олигархи стараются переправить свои деньги за границу, не дожидаясь, пока в 2008 году к власти придет новый президент".
Руди Лампрехт, вице-председатель правления концерна Siemens, открыто заявил о своей позиции: да, его компания будет расширять бизнес в России, однако "мы должны знать, в каких областях это будет возможным", заявил он, имея в виду наличие областей, закрытых для доступа иностранцев. А своей фразой "мы хотим честной конкуренции, а не того, что некоторые предпочитают по неясным нам причинам", топ-менеджер Siemens буквально повторил сказанное Меркель. Он также выступает за "надежные договоры" с Россией.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях