InoPressa: тема дня | 11 октября 2006 г.
Имя Политковской преследовало Путина во время визита в Германию
Обзор прессы
Освещая подробности визита российского президента Владимира Путина в Германию в среду, мировая пресса констатирует, что убийство обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской, случившееся в субботу, сместило акценты в переговорах между ним и канцлером Ангелой Меркель.
Когда Владимир Путин вылетал во вторник из Москвы в Германию, в российской столице хоронили журналистку Анну Политковскую - и это имя преследовало Путина во время всего двухдневного визита в Германию - и в Дрездене, и в Мюнхене, пишет Die Presse.
Германо-российский "Пербургский диалог", начало которому было положено пять лет назад по инициативе Путина и Шредера, началось с минуты молчания в память об убитой Анне Политковской. Форум, в работе которого принимали участие 40 известных немецких и российских журналистов и медиаэкспертов, даже опубликовал меморандум, в котором осудил убийство Политковской, отмечает The Financial Times.
Канцлер Ангела Меркель начала с того, что высказалась по поводу убийства московской журналистки. По ее словам, известие о преступлении ошеломило ее. "Свобода печати является неотъемлемой частью демократического развития общества", - сказала Меркель своему гостю. Демонстранты, находившиеся на улице, осуждали Путина. "Убийца! Тебя не ждут в Германии!" - кричали они, по свидетельству итальянской La Repubblica.
Путин, начинавший карьеру в Дрездене в качестве сотрудника КГБ, изо всех сил пытался игнорировать недружественный прием. Однако его улыбка выглядела все более и более застывшей. Президент, многозначительно молчавший в течение двух дней, назвал убийство "омерзительным по своей жестокости преступлением". В своем первом комментарии относительно субботнего убийства он сказал, что убийство журналистки, которая была одним из его самых безжалостных критиков, причинило правительству гораздо больше вреда, чем любая из ее статей. Между тем он добавил, что "степень влияния Политковской на политическую жизнь была крайне незначительной".
Но в гуще людей, прошедших мимо открытого гроба Политковской, преобладал гнев на то, что Путин ждал три дня, прежде чем публично высказаться по поводу убийства, тогда как иностранные правительства выразили возмущение и соболезнование в первые же часы, пишет The Wall Street Journal. Было и удивление, что на ее похороны не пришел никто из высокопоставленных российских чиновников, хотя на них присутствовали несколько иностранных дипломатов, а американский посол Вильям Бернс произнес надгробную речь.
The Guardian не соглашается - официальная реакция большинства западных правительств была довольно сдержанной. Исключением стало выступление министра иностранных дел Финляндии Эркки Туомиоя, политика левых взглядов, в настоящее время занимающего пост президента ЕС. "Тот факт, что подобное убийство стало возможным, ставит под сомнение репутацию правительства страны, - сказал он. - Давайте посмотрим, проявят ли российские власти желание и способность найти виновных в этом преступлении, куда бы ни вели его следы".
Друзья и коллеги, выступавшие на похоронах, осуждали государство, которое не смогло защитить Политковскую, один из выступавших даже назвал похороны политическим митингом. Однако ни одно из зачастую яростных выступлений у гроба не пошло в телеэфир.
Гарри Каспаров, бывший чемпион мира по шахматам, возглавляющий одно из оппозиционных движений, заявил, что убийство Анны Политковской является частью общей тенденции к нетерпимости и централизованному властному контролю. "Этим убийством репрессивные и коррумпированные силы в России дали совершенно ясно понять, что они не остановятся ни перед чем, чтобы остаться у власти", - сказал он.
Убийство Политковской воспринимают как конец эпохи независимой журналистики в России. Ее смерть может иметь более широкие последствия, терроризируя и без того осажденное российское либеральное движение. Один из яростных критиков Путина, Григорий Явлинский заявил, что это сделали для того, чтобы вселить страх. Ее смерть, добавил он, показала, что теперь приемлемо физическое уничтожение политических противников.
Дань ее отваге отдает весь мир. Но кому хотели подать сигнал убийцы? Был ли труп Анны "неудобным" подарком, преподнесенным подручными Рамзана Кадырова (вдобавок к "Феррари" и поп-концерту) своему шефу, с которым они накануне отпраздновали 30-летие? Или голова матери двоих детей была неуклюжим презентом, сделанным Владимиру Путину, задувшему в тот день свои 54 свечи? Одна из организованных госучреждениями акций по запугиванию грузин, украинцев и армян? Или отвлекающий маневр, за которым скрывается совсем другой план? Официальное следствие не позволит узнать об этом никогда, если оно будет проводиться так же, как и по предыдущим делам, интересующим кремлевскую иерархию, предполагает газета Liberation в своей обширной статье, посвященной личности убитой журналистки. Лишь международная комиссия по расследованию имеет шанс помочь нам узнать правду.
Другим подробностям визита Путина в Германию западная пресса уделяет мало внимания. Помимо гибели журналистки, переговоры Путина и Меркель велись по поводу нового партнерского соглашения между Европейским союзом и Россией, которое должно быть заключено в начале 2007 года, во время начинающегося с января полугодового председательства Германии в ЕС. Путин назвал Германию главным энергетическим партнером среди стран ЕС и заявил, что эта страна в будущем будет выполнять роль "центра распределения энергии" в ЕС, имея в виду российскую нефть и газ.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях