La Repubblica | 11 октября 2006 г.
ООН - армрестлинг по резолюции
Альберто Флорес д´Арсе
Москва: "Никаких ссылок на применение силы"
С одной стороны - США и Япония, с другой - Россия и Китай. В Совете Безопасности ООН с утра понедельника идет жесткая дискуссия по поводу того, какой тип санкций применить в отношении Северной Кореи. Белый дом требует быстрых и "суровых" санкций. Время на стороне режима Ким Чен Ира, и за месяц до проведения промежуточных выборов Джорджу Бушу как никогда нужна политико-дипломатическая победа.
Посол Джон Болтон нашел железного союзника в лице японца Кензо Ошимы, очередного председателя Совета Безопасности. Япония, одно из главных действующих лиц корейского кризиса по очевидным стратегическим мотивам, между тем, не является постоянным членом Совета Безопасности. И санкции, которые Вашингтон и Токио хотят ввести против Пхеньяна, могут быть сведены на нет, если одна из пяти великих держав воспользуется правом вето.
К их числу относятся Великобритания и Франция. Они поддерживают американо-японское требование. Пока еще нерешенной проблемой остается позиция Китая и России. Москва и Пекин в первые же часы после ядерного испытания подписали документ с "резким осуждением", но, как только речь зашла о переходе к конкретным действиям (в форме резолюции с соответствующими санкциями), российский посол и посол Китая стали вести себя более чем осторожно.
В центре дискуссий между двумя сторонами - Глава VII Устава ООН, предусматривающая применение силы. Соединенные Штаты и Япония требуют, чтобы в проекте резолюции содержалась точная ссылка на Главу VII. Китай колеблется, но более склонен к негативному голосованию. Россия решительно против такой ссылки. Вчера в Нью-Йорке министр обороны Сергей Иванов был категоричен: об этом не идет и речи.
В кулуарах дипломатических миссий в штаб-квартире ООН уже говорят о "тупике" и о "компромиссе". Китай, который говорил о необходимости "жесткой реакции" в отношении азиатского союзника, не хочет форсировать события, чтобы избежать того, что Россия Путина создаст новую ось с режимом Ким Чен Ира. Болтон настаивает. К проекту резолюции из 13 пунктов, которую американский постоянный представитель распространил в понедельник, он добавил некоторые японские требования (запрет на использование северокорейскими самолетами и кораблями аэропортов и портов во всем мире и ограничения на передвижения официальных северокорейских представителей). Но и вчерашнее утреннее заседание завершилось ничем.
Но, помимо Главы VII, у Китая и России есть сомнения в отношении некоторых санкций, которые, по мнению Белого дома, просто необходимы: запрет на военные обмены и обмен предметами роскоши с Северной Кореей, возможность инспектирования всех воздушных и морских судов, направляющихся в страну или покидающих ею. Постоянный представитель КНР при ООН Ван Гуанъя вчера заявил, что Северная Корея должна "подвергнуться каким-либо мерам наказания", но подчеркнул, что ответ Совета Безопасности должен быть "адекватным и осторожным".
Все исключают варианты военного вмешательства. Иванов пояснил журналистам, что "Северная Корея граничит с тремя странами, в том числе и с Россией; представьте себе, что произойдет, если на территории Северной Кореи начнутся военные действия". Китай даже не допускает мысли, что кто-то может думать о военном ударе. Да и в Вашингтоне "худший вариант" (который, тем не менее, разведка должна предусмотреть) исключается. У Пентагона на линии, разделяющей две Кореи, дислоцировано 36 тысяч солдат, которые в случае атаки станут легкой целью для ракет Северной Кореи. И на юге правительство Сеула, исторически надежный союзник США, сегодня занимает более мягкую позицию и настаивает на диалоге с Ким Чен Иром.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях