The Washington Post | 11 октября 2006 г.
Соблюдение нравственной гигиены
Бен Хардер
Исследование связывает чувство вины со стремлением к чистоте рук (передайте, пожалуйста, платки)
После того как они с мужем устроили хладнокровное убийство, леди Макбет, как известно, была одержима мытьем рук. Понтий Пилат тоже почистил лапы, когда приговорил Иисуса.
Возможно, это не совпадение, что больная совесть стремится к чистоте рук. "Эффект Макбет" можно увидеть в повседневной жизни американцев, заявил Чен Бо Чжонг.
"Когда люди испытывают нравственные сомнения, они в буквальном смысле ощущают, что они грязны", - сказал Чжонг, исследователь психологии поведения из Университета Торонто.
В ходе недавнего исследования он и Кейти Лильенквист из Северо-Западного университета обнаружили, что студенты, размышляя о старых прегрешениях, склонны к навязчивым мыслям о чистоте. И те, кому дают возможность помыться, ведут себя так, как будто с них сняли вину.
Ученые предприняли исследование, потому что несколько наблюдений, касающихся мытья, например, как может освежать душ, заинтересовали их. Культурные феномены тоже подстегивали их любопытство.
"Все основные религии мира ставят физическую чистоту в центр религиозных церемоний, - отметил он. - Чтобы приблизиться к Богу, надо очиститься физически".
А разные языки описывают неряшливость и нравственную испорченность одинаковыми словами, добавил Чжонг, чей родной язык китайский. "По-китайски мы называем того, кто крадет, "пара грязных рук"", - сказал он.
Глубокая психологическая связь между гигиеной и нравственной чистотой, возможно, объясняет сходные черты разных культур, отметил Чжонг.
Джонатан Хейдт, социальный психолог из Университета Вирджинии, считает, что все это часть нашего эволюционного наследия. Он полагает, что у наших древних предков сначала появилось инстинктивное стремление избегать зараженных предметов, которые могут переносить болезни, а затем его перенесли на нравственную сторону жизни - возможно, для того чтобы избегать людей, не заслуживающих доверия.
Грязный ум?
Лишь в XIX веке ученые разработали представления о микробах - теорию, что плохая гигиена распространяет микробов и, следовательно, заболевания. Но даже непросвещенный ум вырабатывает базовое представление о грязи, отметил Хейдт.
Оно называется отвращением.
Животные не выказывают отвращения, когда их пища вступает в контакт с тем, что, возможно, заражено. Младенцы тоже. Малыши не возражают, например, выпить сок из стакана, куда ученый на их глазах опускал таракана. (В ходе эксперимента ученые сначала простерилизовали таракана.)
Но старшие дети склонны избегать продуктов и напитков, которые соприкасались с отвратительными веществами. Они также начинают различать абстрактную грязь и избегать ее.
В своем недавнем исследовании Чжонг и Лильенквист сначала просили добровольцев вспомнить неэтичные поступки из своего прошлого. Другие студенты, следуя инструкции, вспоминали пример, где они повели себя благородно.
В ходе серии экспериментов ученые затем проверяли склонность каждой группы к мытью рук или к выбору предметов, которые ассоциируются с чистотой, в числе которых были зубная паста и моющие средства.
Например, в одном туре они просили добровольцев заполнить пробелы, чтобы получились слова, например W-H и S-P. Добровольцы, которые только что думали о своих плохих поступках, чаще писали WASH (мыться) и SOAP (мыло), а не WISH (желание) и SOUP (суп), сообщили ученые в сентябре в журнале Science.
В ходе другого эксперимента студенты, которых просили думать о безнравственных поступках, были склонны выбирать антисептический носовой платок, а не карандаш, когда им предлагали выбрать подарок. У других добровольцев не было устойчивых предпочтений.
Чистый и скаредный?
Так могло ли влажное полотенце убрать проклятое пятно крови с совести леди Макбет? Пожалуй, нет. В конце концов, весь океан великого Нептуна не смог сделать это для ее супруга.
Но людям, чье преступление было мелким (добровольцы Чжонга признавались в проступках от обмана до кражи, но не в убийстве), мытье, похоже, могло заменить искупление.
В последнем эксперименте Чжонг и Лильенквист решили выяснить, как люди реагируют после того, как они очистились. Добровольцев усадили за компьютеры и попросили описать последний нравственный промах. Когда это было сделано, некоторым предложили антисептический носовой платок - якобы потому, что они пользовались общественной клавиатурой. Все, кому предложили платок, воспользовались им.
Затем ученые рассказали каждому, что их коллеге отчаянно нужны бесплатные добровольцы для совсем другого исследования. Цель была установить, кто пожертвует своим временем ради того, кому оно нужно. Влияет ли "чистота" на альтруистическое поведение?
Влияла, но не так, как можно было ожидать. 75% из "нечистой" группы вызвались участвовать. И только 41% тех, кто только что воспользовался платком, изъявил такую готовность.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях