Статьи по дате

The Guardian | 11 октября 2007 г.

Искусство соблазнения: секс в истории и история секса

Шарлотта Хиггинс

От античных миниатюр до современных фильмов: выставка самых откровенных сцен в искусстве за 2 тыс. лет существования цивилизации

Там были лондонские полицейские. Грэхем Шеффилд, арт-директор выставочной площадки Barbican, сказал: "Они классные, а у нас все по закону". Это значит, что в пятницу на ничего не подозревающую английскую публику обрушится первая крупная выставка, посвященная сексу.

Говорит один из ее кураторов, Мартин Кэмп: "Мы не ставим перед собой задачу шокировать зрителя, но выставка в самом деле провокативная". Марина Уоллес, другой куратор, сказала: "Мы хотим, чтобы весь Лондон три месяца думал только о сексе".

Едва ли экспозиция одной лишь живописи смогла бы оправдать эту выставку, которая позиционируется как обзор самых откровенных сцен в искусстве за последние 2 тыс. лет. Но организаторы настаивают на исключительной важности контекста. Поэтому будут выставлены фетишистские фотографии Роберта Мэплторпа, сделанный Нэн Голдин кадр эякулирующего во время гомосексуального полового акта мужчины, а также открывающая глаза на вещи миниатюра из арабского манускрипта XVIII века, на которой изображен групповой секс 10 мужчин. Все это не вызывает никаких возражений у полиции.

Это серьезная выставка для историков искусства. Именно поэтому, по словам кураторов, приемлемы даже весьма спорные работы, такие, как некоторые фотографии Голдин, например, ее "Сердцебиение" ("Heartbeat"), на которой обнаженные дети участвуют в местами весьма откровенной сцене.

"Это отчасти вопрос личного отношения, - говорит профессор Кэмп. - Задача порнографии однозначна, и, если она приводит к чему-то еще, значит, она не выполняет своего предназначения". Подразумевается, что выставка, стало быть, не порнографическая.

Кураторы - профессора Кэмп и Уоллес, а также Джоанна Бернштайн - готовили эту выставку на протяжении пяти лет. Она охватывает чрезвычайно обширный материал, начиная от античной греческой и римской вазописи и скульптуры - в том числе изумительного "Спящего Гермафродита" из римской "Галереи Боргезе", выполненного из мрамора в натуральную величину, - и заканчивая творениями художников XV-XVIII веков, картинами Тернера и Родена, фотографиями с хеппенинга Жан-Жака Левеля под названием "120 минут, посвященных божественному маркизу" (1966), в котором автор при помощи непристойных кадров выразил свое отношение к политическим непотребствам, которые современная ему французская власть творила в Алжире. Запоминающийся момент - девушка с побегом лука-порея, которая потом оказывается транссексуалом.

Талисманы

Выставка открывается "секретными кабинетами" Британского и Неаполитанского музеев. Они представляют собой закрытые экспозиции, где выставлен материал, который был сочтен слишком откровенным для всеобщего обозрения и потому изолирован от публики, дабы поберечь нервы и впечатлительные умы позднего XVIII века. Здесь представлен изготовленный из янтаря мужской половой орган в натуральную величину, а также тинтиннабулум, римская бронзовая подвеска-колокольчик, часть которой выполнена в виде крылатого фаллоса. "Это совершенно замечательные вещи, - говорит профессор Уоллес. - Это талисманы. Суть в том, что пенис - это единственная часть тела, которая движется не по воле ее обладателя. Это роднит его с судьбой, фортуной, которая столь же переменчива".

Частичное воспроизведение этих закрытых экспозиций в рамках данного проекта объясняется его задачей, которая состоит не в том, чтобы показать, как люди занимались сексом, но в том, чтобы выяснить, как они его себе представляли и в то же время пытались эти представления контролировать. Если у этой выставки и есть какая-то мораль, то она, по словам Бернштайн, заключается в том, что "секс - это часть нашего бытия. Неважно, когда, где и кто с кем занимается сексом: секс - это секс и еще раз секс". Невероятно, но в собственности королевы, как оказалось, находятся одни из самых откровенных экспонатов, в том числе рисунок пером и тушью Аннибале Караччи (XVI век), на сюжет классического мифа о чрезвычайно страстных ласках Леды и Юпитера в образе лебедя.

По соседству расположен один из немногих на выставке экспонатов, авторство которого принадлежит женщине: исполненное эротизма "Одевание Минервы" Лавинии Фонтаны (1552-1614). Серьезные академические музеи вроде кембриджского Fitzwilliam, Wellcome Foundation и Музея Виктории и Альберта предоставили редкие индийские эротические миниатюры, иранские рукописи XIX века с изображением различных сексуальных позиций, а также японские гравюры.

Японские акробаты

"Японцы в постели способны встать в такую позу, которой позавидуют акробаты. То же самое с индийскими женщинами, чего не скажешь об их мужчинах. Судя по тому, что я вижу, на мужчин-индусов в этом смысле рассчитывать не стоит", - сказал профессор Кэмп. Но вернемся в Европу - и нашему взору предстают маленькие порнографические книжки с картинками - "достаточно маленькие, чтобы их можно было держать одной рукой, а вторая при этом оставалась свободной", - заметила Бернштайн.

На последних стендах выставки вниманию зрителей представлены некоторые из 7 тыс. рисунков обнаженной натуры, принадлежащих кисти Родена, а также ролик, снятый в 2002 году дуэтом фотографов, которые скрываются под общим псевдонимом "buxey", изображающий лицо женщины в то время, как ей делают куннилингус под звуки реквиема Форе.

"Речь идет о возбуждении, - говорит профессор Уоллес. - Мы действительно хотим, чтобы выставка возбуждала - во всех смыслах этого слова. Именно этого мы хотим добиться, а не намеков и многозначительных подмигиваний".

Источник: The Guardian


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru