Статьи по дате

The Guardian | 11 октября 2007 г.

Возрождающуюся при Путине Россию нужно держать в узде

Саймон Тисдалл

Недавний рецидив российской пассивно-агрессивной паранойи, которая, в частности, была направлена на Великобританию, возможно, свидетельствует о том, что в Кремле осознали: много лет Запад закрывал глаза - и затыкал нос - в ответ на действия России, выдавая желаемое за действительное. Теперь же неприятие политики запугивания, которую эта страна проводит в отношении своих соседей, а также протест против неуважения ею прав человека и разбойничьей энергетической политики на Западе нарастают.

Президент - премьер-министр Владимир Путин любит акцентировать внимание на возрождающейся мощи России, за которой стоят неслыханные денежные поступления от экспорта нефти и газа, а также обновленная вера в себя. Однако заезженная пластинка про английских агентов, которые замышляют покушение на родину, вновь запущенная вчера главой российской разведки Николаем Патрушевым, свидетельствует скорее о слабости, чем о мощи.

"Очевидно, что дивным мечтаниям о стратегическом партнерстве России и Европы пришел конец", - сказал на лондонской конференции, организованной независимым фондом "Россия", Йорг Химмельрайх, эксперт по вопросам ЕС из немецкого Фонда Маршалла. По его словам, после непродолжительного периода заигрывания с западными демократией и стилем правления в 1990-х, Россия во многих отношениях взялась за старое.

"Грядущие выборы будут скорее чем-то вроде плебисцита. Россия де-факто снова стала однопартийной страной. Советники, силовики, консолидированные вокруг Путина, напоминают ЦК КПСС", - сказал Химмельрайх. Вместо того чтобы действовать в интересах и на благо народа, авторитарное правительство Путина, подобно своим тоталитарным и самодержавным предшественникам, полагает, что "от людей исходит опасность".

Эд Лукас, автор готовящейся к печати книги "Новая холодная война: Чем Кремль опасен для России и Запада" (The New Cold War: How the Kremlin Menaces Russia and the West), сказал, что после периода президентства Бориса Ельцина и первых лет правления Путина, когда Запад надеялся на лучшее и избегал резких движений в связи с такими вопросами, как противодействие сепаратизму Чечни, позиция Запада становится более жесткой.

Одной из причин этой перемены, по словам Лукаса, является уход с руководящих постов Жака Ширака во Франции, Сильвио Берлускони в Италии и Герхарда Шредера в Германии, на смену которым пришли политики, значительно спокойнее относящиеся к Путину, а то и втайне ненавидящие его, как в случае с бундесканцлером Ангелой Меркель.

"Вообще говоря, страны Запада больше не намерены терпеть политику устрашения, которую Россия проводит в отношении своих соседей. Они перестали критиковать такие государства, как Польша и Эстония, за обострение ситуации. Они видят неприкрытую клептократию Кремля, его лживую политику и псевдодемократию. В странах Евросоюза это вылилось в усиление солидарности и ослабление самобичевания вкупе с комплексом вины за свои действия в эпоху Ельцина".

С другой стороны, российский обструкционизм и игра в наперстки по ряду вопросов, начиная от предполагаемых планов Ирана по созданию ядерного оружия до нежелания Сербии предоставить Косово независимость, является следствием возрождения веры народа в самого себя и недовольства своим прошлым, утверждает ведущий аналитик из английского исследовательского и академического центра по обучению персонала в сфере защиты Defence Academy.

По словам эксперта, несмотря на очевидность того факта, что со временем Россия будет бросать интересам Запада все более серьезные вызовы, НАТО, в прошлом главный антисоветский блок, не готово к встрече с новыми угрозами, исходящими от России. Отчасти это является следствием резкого ограничения стратегического кругозора в связи с трагедией 11 сентября.

Но если Москва, например, военными средствами поможет Абхазии отделиться от Грузии, прозападной бывшей советской республики, непонятно, что в таком случае сможет сделать НАТО, Евросоюз или США. Основная задача Запада состоит в том, чтобы вновь завоевать уважение России, сказал аналитик.

Надменный отказ Кремля экстрадировать основного подозреваемого по делу о прошлогоднем убийстве Александра Литвиненко показывает, какую огромную подготовительную работу еще предстоит провести. Начать можно с ужесточения политики Евросоюза по вопросам энергетики, свободной торговли и защиты прав человека. Необходимо выбрать адекватный политический курс, который не был бы ни слишком фанатичным и кричащим, ни совершенно зависимым и примирительным.

Член парламента сэр Малкольм Рифкайнд, бывший министр иностранных дел Великобритании, заявил, что вполне объяснимые стремления России необходимо уважать, несмотря на то, что сейчас мало кто рассчитывает обнаружить в них весь набор западных ценностей. В то же время не следует и считать позицию Путина непоколебимой.

"Нельзя забывать, что Путин находится в изначально неблагоприятных условиях, - сказал он. - У России нечего экспортировать, кроме энергоносителей. А запасы нефти не бесконечны. Население России сокращается. Что действительно удивляет, так это опрометчивость внешней политики России, которой управляет бывший сотрудник спецслужб, пользуясь при этом советами другого бывшего сотрудника спецслужб. Как и на Украине, эти люди добиваются прежде всего своих собственных целей. Но России они наносят наибольший ущерб".

Источник: The Guardian


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru