Neue Zürcher Zeitung | 11 сентября 2003 г.
11 сентября - тихий день поминовения
Андреас Рюэш
Новые настроения через два года после терактов
В четверг Америка опять будет вспоминать жуткие теракты 11 сентября 2001 года, которые унесли жизни более трех тысяч человек. И хотя эта дата глубоко впечаталась в национальное сознание, изменение общего настроя очевидно. Президент Буш утратил право на истину в последней инстанции.
В Ground Zero, где когда-то возвышались башни-близнецы Всемирного торгового центра, пронзая нью-йоркское небо, по-прежнему зияет пустота, и это производит гнетущее впечатление. Ущерб, нанесенный зданию Пентагона в Вашингтоне, снаружи ликвидирован, и внутри центра американской армейской мощи продолжает господствовать милитаристский дух. В новостях и политических дискуссиях вопросы борьбы с терроризмом и проблемы национальной безопасности продолжают занимать свое почетное место.
Родственники более трех тысяч погибших в результате терактов 11 сентября 2001 года и сейчас, два года спустя, еще не пережили гибель своих близких. И в широких кругах населения никак не исчезнет чувство, что тот день ужаса наложил глубокий отпечаток на американскую историю.
Больше никаких скандалов в средствах массовой информации
Тем не менее настроения в Америке, насколько их можно измерить, изменились не только по отношению к сентябрю 2001 года, но и по отношению к первой годовщине терактов. Воспоминание о трагедии не померкло, но отодвинулось на задний план, вперед вышли более актуальные проблемы - Ирак и экономика. Если еще год назад средства массовой информации засыпали население поминальными посланиями и статьями, предлагали анализы с любой возможной точки зрения и восстанавливали поминутный ход событий по каждому из четырех угнанных самолетов, то в этом году они проявляют сдержанность.
Очевидно они исходят из того, что основные факты уже изложены и соучастие общества теперь не настолько глубоко, чтобы потребители информации были готовы часами просиживать перед телевизором или с газетой. В центре воспоминаний СМИ все реже оказываются погибшие, они все чаще обращаются к судьбе выживших и родственников погибших, раненых, чье здоровье в результате длительного лечения так полностью и не восстановилось, детей, которые остались наполовину сиротами, мужчин и женщин, которые внезапно потеряли спутника жизни и после этого замкнулись в себе или нашли опору в новом человеке.
Американское руководство в этом году тоже прибегло к иной форме поминовения, чем в прошлом году. Если год назад, 11 сентября, президент Буш объехал все места, где были совершены теракты - Ground Zero, Пентагон и то поле в Пенсильвании, куда упал четвертый угнанный самолет, - то на этот раз он останется в столице. Тогда для президента было важно возглавить нацию в день траура, говорилось в правительственных кругах; на этот раз он посчитал адекватной менее заметную роль. Буш посетит церковь, расположенную поблизости от Белого дома, а затем навестит в военном госпитале солдат, раненых в Ираке.
Из приватных бесед и многочисленных опросов становится очевидно, что страх перед новыми терактами весьма распространен, но в общем и целом он несколько уменьшился и на жизни большинства людей особенно не сказывается. Так, при последнем национальном опросе 58% респондентов указало на то, что они опасаются новых терактов; два года назад, в октябре, такого мнения придерживалось почти три четверти опрошенных. В Нью-Йорке уровень страха перед терактами, само собой разумеется, более высокий, чем в среднем по стране; однако специалисты по изучению общественного мнения отмечают, что лишь у меньшинства страх настолько глубок, что они создали неприкосновенные запасы или разработали какой-нибудь план на случай реальной опасности.
Раскол в национальном единстве
Если еще в прошлом году многие американцы вывешивали на свои дома и машины звездно-полосатые флаги, то сейчас такие проявления патриотизма явно пошли на спад. Основания для этого могут быть различными, но, без сомнения, главным является то, что волна солидарности и национального единства, порожденная нападением извне, медленно спадает. Склонность к внешнему проявлению патриотизма продолжает оставаться основной чертой американского общества, но при этом типичные для Вашингтона партийные распри, которые слишком часто омрачают политический небосклон, уже давно снова обрели свою прежнюю остроту. Неоднократное снижение налогов, стержень экономической политики президента Буша, независимо от экономических соображений, многими воспринимается как подарок богатым и, соответственно, шагом, который подрывает чувство национальной солидарности.
Глубокий раскол вызвало также решение Буша о войне с Ираком, хотя значительное большинство населения его поддерживает. Но если военные действия против "Талибана" и "Аль-Каиды" были навязаны США извне, то операция в Ираке является "добровольной" войной, которая даже в лагере ее сторонников вызывает постоянные вопросы о дальнейших действиях США и роли Америки в мире.
Сталкиваясь с многочисленными претензиями со стороны других стран, отягощенные нескончаемым конфликтом в Ираке США находятся сегодня на не менее критическом перепутье, чем после 11 сентября 2001 года. Но если два года назад никакой критики в адрес президента не существовало, то сейчас Буш утратил право на обладание истиной в последней инстанции. Это следует отнести не только на счет начинающейся предвыборной борьбы за президентское кресло, но и все больше - на счет приглушения воспоминаний о террористических актах, что позволяет теперь открыто называть президента и главнокомандующего жалким неудачником, не опасаясь, что тебя, как плохого патриота, за это немедленно пригвоздят к позорному столбу.
Барометром настроений, не в последнюю очередь, служат американские комики, которые сверяют свои ежевечерние скетчи с сиюминутным настроением в обществе. Многие из них два года назад перед лицом национальной катастрофы умолкли на несколько недель, но иракская политика Буша - для них уже не святыня. Президент ходатайствовал перед конгрессом о выделении дополнительных бюджетных средств в объеме 87 млрд долларов - этого вполне достаточно, чтобы профинансировать снижение налогов для иракской элиты, упражняется в остроумии один из них. А другой, ссылаясь на нерешенные внутренние проблемы США, объявил, что Буш израсходует запрошенные миллиарды на восстановление системы образования и электроснабжения в Ираке - и если дело там пойдет на лад, он введет эти новшества и дома.
В поисках баланса
Даже в дискуссиях о том, насколько государство под флагом борьбы с терроризмом может урезать личные права и свободы граждан, маятник, кажется, тоже качнулся в другую сторону. Еще полтора года назад 47% опрошенных институтом Gallup высказывались за принятие всех необходимых мер, даже если они ущемляют права граждан. Этим летом такое мнение поддержали лишь 29% опрошенных.
Конгресс вскоре после терактов специальным законом, получившим название USA Patriot Act, дал полиции и спецслужбам дополнительные полномочия для осуществления следственных действий, например, разрешил тайно организовывать прослушивание или проводить обыски. Но несколько позже их многочисленные попытки еще более расширить свои полномочия уже потерпели неудачу, натолкнувшись на скептическое настроение общественности. Тем временем продолжаются дебаты об адекватности антитеррористической борьбы. Правда, пока еще трудно судить, какой баланс найдет Америка между защитой национальной безопасности, с одной стороны, и уважением к личной жизни и правам гражданства - с другой.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях