Libération | 11 сентября 2007 г.
11 сентября: списки, следы, но никаких последствий
Фабрис Руссло
В 2001 году ФБР составила детальный отчет обо всех контактах 19 террористов перед терактами. С тех пор - ничего
В секретном отчете ФБР по 11 сентября, ни разу не публиковавшемся, содержится новая информация об уровне организации террористов, захвативших самолеты, и их сообщников. 198-страничный документ, копия которого есть в редакции Libération, называется Twinbom-Pentbom - это официальное название, которое можно встретить и в других сводках ФБР, посвященных терактам во Всемирном торговом центре и Пентагоне. Однако у него есть и более точное административное обозначение: 265D-NY-280350.
Во всей обширной литературе, посвященной терактам, этот номер появляется всего один раз - в финальном докладе Комиссии по расследованию терактов 11 сентября, сделанном в июле 2004 года, среди приложений к основному тексту, в которых перечислены источники, использованные при составлении доклада. Без уточнений. И без подробного описания содержания отчета.
В документе с подзаголовком "Биографический отчет" (Biographical report) перечисляются все значимые действия 19 террористов на протяжении 18 месяцев, предшествовавших терактам: номера телефонов, перемещения, банковские операции, встречи с сообщниками или друзьями, адреса, - здесь есть все. Всего 19 глав - по одной на каждого террориста. Создается впечатление, что эта разведывательная работа не сталкивалась ни с какими географическими или техническими препятствиями. Известно все: будь то банковские переводы, осуществлявшиеся террористами между банками стран Персидского залива и Африки, или использованные ими телефонные линии, зарегистрированные в Объединенных Арабских Эмиратах. Вся эта работа была произведена с рекордной скоростью - отчет был готов 26 ноября 2001 года, через два с половиной месяца после терактов.
Тайные сети
Почти шесть лет спустя после завершения этой работы скрупулезное прочтение отчета вызывает недоумение: были выявлены следы, по которым было необходимо вести поиск, но мы не знаем, производились ли такие поиски следствием. Например, на страницах 25-32, посвященных Саеду аль-Гхамди, мы обнаруживаем, что этот террорист, родившийся 21 ноября 1979 года в Саудовской Аравии, переводил деньги на счет жителя ЮАР Мартина Офо. Между 18 и 22 апреля 2001 года он перевел ему 12375 долларов из филиала банка в саудовском городе Джедда в его представительство в Carlton Centre, в Йоханнесбурге. До настоящего времени не оглашено никаких сведений относительно роли этого Мартина Офо в жизни и деятельности аль-Гхамди. Ни слова о нем не сказала и Комиссия по расследованию терактов 11 сентября.
Столь же удивительны дела Науафа аль-Хазми и Халида аль-Миндхара. Это члены группы, захватившей рейс 77 American Airlines, - этот самолет врезался в здание Пентагона. В январе 2000 года они обосновались в Калифорнии, приехав из Южной Азии. Не имея опыта жизни в Америке и даже не владея языком. Комиссия в своем докладе в июле 2004 года высказала сомнения относительно версии ЦРУ, основанной на допросах, проведенных в Гуантанамо, согласно которой эти двое поселились на Западном побережье США без помощи сообщников или некой тайной сети. На 215-й странице своего доклада комиссия расценивает такую возможность как маловероятную. А в секретном отчете ФБР от ноября 2001 года перечислены имена лиц, контактировавших с ними, например, Али аль-Едризи, родившегося 20 сентября 1970 года, однако значение их отношений впоследствии установлено не было.
Война
Перемещения руководителя террористической операции Мухаммеда Атты также отчасти остаются загадкой. В списке использованных им телефонов фигурирует один румынский номер, но о результатах поисков в этом направлении нам ничего не известно. Так же, как ничего не известно и о другом номере мобильного телефона +17 943 755 60: мы не знаем, с какой целью его использовал Атта.
После 11 сентября отчет был отредактирован в соответствии с судебными формальностями. Кроме того, ему была присвоена отметка с целью защиты материалов, которые могут иметь большое значение для суда присяжных (Law enforcement sensitive grand jury material). Некоторое время спустя Белый дом заявил, что военная кампания будет более адекватным ответом на теракты против башен-близнецов и Пентагона, которые были расценены как полноценное объявление войны. С тех пор вопрос о специальной уголовной процедуре не стоял. Более того, в последующие месяцы Конгресс ратифицировал закон - так называемый "Патриотический акт" (Patriot Act), - в соответствии с которым службы судебной полиции и разведслужбы должны были работать в тесном взаимодействии. Так, многочисленные векторы поисков, намеченные на 198 страницах отчета ФСБ, положили начало дополнительным расследованиям, однако эти расследования проводились уже для реализации политических и военных задач (чтобы должным образом вести "войну с терроризмом"), а не с точки зрения открытого судебного процесса.
Позиция
Такой эволюцией расследования объясняется и тот факт, что Халед Шейх Мухаммед, арестованный в Пакистане и считающийся мозговым центром терактов 11 сентября, содержался американскими властями в Гуантанамо, а не в гражданской тюрьме. И что его допросы проводило ЦРУ, а не прокурор. Такая ситуация не дает нам узнать, каковы были отношения между Халедом Шейхом Мухаммедом и Мустафой аль-Хаусауи, в обязанности которого входило осуществление многочисленных банковских операций в ОАЭ на открытых счетах в Standard Charter Bank в Шардже и Дубаи.
.
Такая позиция - в значительной мере присущая американской исполнительной власти - объясняет сохранение теневых зон и отсутствие доступной информации, призванной пролить на них свет шесть лет спустя, но это не означает, что ФБР больше не интересуется этими делами. Напротив: после президентского указа от 12 сентября 2005 года о реформе ФБР в этом ведомстве появилась структура, занимающаяся посягательствами на национальную безопасность (National Security Branch). В ее обязанности входит координация всех антитеррористических действий, а результаты ее деятельности имеют значение для руководства ФБР и всего американского разведывательного сообщества.
По словам Робина Газауи, представителя ФБР при американском посольстве в Париже, федеральное агентство "продолжает вести расследование в отношении всех членов "Аль-Каиды" и их союзников, сделавших возможным планирование и организацию террористических атак на США". Однако результаты этих расследований не предназначены для того, чтобы пополнить знания американского гражданина об 11 сентября. Пока нет.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях