Frankfurter Allgemeine | 11 сентября 2008 г.
Россия: больше силы - меньше инвестиций
Михаэль Людвиг
С точки зрения Москвы, плохие новости из Америки - давно уже норма. Но теперь к радости правящего дуэта Путина и Медведева случилось исключение. Парламентские слушания во вторник в Вашингтоне показали, что американское правительство не обладает достоверными доказательствами того, что, как утверждает Тбилиси, своим военным ударом от 7 августа по Южной Осетии Грузия лишь отвечала на наступление русских, надвигавшееся с севера через Рокский туннель.
Как следствие, на Западе страдает доверие к грузинскому президенту Саакашвили. Однако одновременно на слушаниях однозначно возобладало мнение, разделяемое многими иностранными и некоторыми российскими наблюдателями, что на пятидневную кавказскую войну Грузию спровоцировала Москва.
Россия хочет предотвратить членство Грузии в НАТО
Запад един в том, что вступление русских в "собственно Грузию" - это крайне непропорциональный ответ и частичная оккупация страны, кроме того, он не готов мириться с этническими чистками в "буферной зоне", а также в Южной Осетии. Тем не менее, военное и политическое присутствие русских в Закавказье вследствие войны усилилось.
Непосредственно перед апрельским саммитом НАТО в Бухаресте, где было принято решение о том, что когда-нибудь Грузия станет членом альянса, а также после него Москва обозначила свои цели в отношениях с Грузией - и с Западом. Российский министр иностранных дел Лавров сказал, что его страна предпримет буквально все возможное, чтобы предотвратить членство Грузии в НАТО.
Лишь Россия в состоянии гарантировать безопасность в регионе
Постоянный представитель Москвы в альянсе Дмитрий Рогозин дал понять, что Россия рассматривает территориальные конфликты между верховной властью Грузии и сепаратистами в Абхазии и Южной Осетии, которые невозможно разрешить без России, как главный козырь в полемике вокруг расширения НАТО на Кавказ.
Уже тогда российские наблюдатели опасались пожара в Закавказье и опасного кризиса в отношениях между Россией и Грузией, поскольку в декабре НАТО предстояло принять решение, предоставит ли альянс Тбилиси план действий по подготовке к членству в НАТО. После спровоцированной войны Путин и Медведев представили миру Россию как "миротворца", как страну, "принудившую" Грузию к миру. Снова оказалось, что безопасность в регионе может гарантировать только Россия. И с этой позиции Россия не даст себя столкнуть никем и ничем.
Американская сверхдержава оказалась не в состоянии защитить своего союзника
Эта была претензия, на этот раз облеченная в слова, а прежде обосновывавшаяся военными методами, на то, что Закавказье рассматривается Москвой в качестве сферы ее влияния, и ни Америке, ни НАТО здесь делать нечего. Признание обеих мятежных провинций, Южной Осетии и Абхазии, в качестве независимых государств и достижение договоренности с Сухуми и Цхинвали о размещении там российских войск - это попытка России на новой основе приготовиться к продолжительному политическому и военному присутствию в этой части Закавказья.
Вчерашнее требование Лаврова о том, что для получения наблюдательными миссиями ООН в Абхазии и ОБСЕ в Южной Осетии (а работают они в этих регионах уже несколько лет) своих мандатов необходимо согласие образований, признанных Россией в качестве независимых государств, - лишь следствие этого.
Одной из политических целей было продемонстрировать миру, но, прежде всего, странам СНГ, что американская сверхдержава не может обеспечить действенную защиту своим тесным союзникам.
Инвесторы дважды подумают о своем участии
Кроме того, разрывы российских бомб вблизи трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан так или иначе сказались на размышлениях и попытках ЕС по поиску возможностей для транспортировки нефти и газа из Центральной Азии в обход России. Было продемонстрировано, что подобную транспортировку Россия может парализовать в любое время - в частности, в случае нового роста напряженности, который даже может быть спровоцирован.
Также нельзя исключить, что в дальнейшем инвесторы дважды подумают, стоит ли им вкладываться в создание транспортного коридора. Азербайджан в будущем снова может посчитать себя вынужденным увеличить поток своих энергоносителей для продажи на западных рынках через российские трубопроводы. Свидетельства этому уже имеются.
Трудно предвидеть, насколько этой войной Москве удалось предотвратить или, по меньшей мере, надолго оттянуть прием Грузии в НАТО. Зато бросается в глаза, что за свои действия в Закавказье Москва расплачивается отношениями со своими партнерами по СНГ, но также и с Китаем.
Никакого признания мятежных провинций
Шанхайская организация сотрудничества, в которую наряду с Россией входят страны Центральной Азии и Китай, отказала русским в поддержке их шага по признанию независимости Абхазии и Южной Осетии. Мало понимания признанию двух мятежных провинций Россия нашла и в ОДКБ, коллективном оборонном союзе.
Его члены - это несколько среднеазиатских государств, а также Белоруссия и Армения. Прецедент, вызванный признанием Москвой мятежных провинций, также стал причиной озабоченности правителей сомнительных государственных образований в Средней Азии. В требовании Москвы признать независимость Абхазии и Южной Осетии белорусский диктатор Лукашенко увидел помеху своему лавированию между Москвой и Западом. Армения применила тактику затягивания. Ереван крайне зависим от грузинского транзита.
Война ускорила утечку капитала
Российские танки в чужом суверенном государстве пробудили воспоминания о советских временах, что вполне может повлиять на усиление политического согласия, например, в ЕС. Но в Москве никто не рассчитывает на масштабное и долговременное повреждение экономических отношений с Западом. Взаимозависимость слишком велика.
Однако фондовый рынок повинуется другим законам. Одним из последствий войны стал вывод капитала из России иностранными инвесторами. Правда, данная тенденция наметилась еще в июне. Это, главным образом, было и остается реакцией на турбулентность мировых финансовых рынков.
Тем не менее, отток капитала война ускорила. Утверждается, что за последние месяцы Россия утратила инвестиционные капиталы на сумму в несколько десятков миллиардов долларов, однако со своими почти 600 млрд долларов золотовалютных запасов она обладает достаточным амортизатором, чтобы предотвратить неприятности для своей валюты. Причины падения фондового индекса Московской биржи такие же комплексные, как и в случае оттока капиталов из российских фондов и, очевидно, обусловлены войной лишь частично.
Инвестиционная компания Goldman Sachs рассчитывает, что российский рынок с этими потрясениями справится. Россия, утверждают некоторые аналитики, предвидела убытки подобного рода, являющиеся ценой за ее силовую политику на Кавказе. Скоро мы увидим, насколько это "предвидение" было оправданным.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях