Financial Times | 11 сентября 2008 г.
Волна кризиса ликвидности настигла российских магнатов
Кэтрин Белтон и Чарльз Кловер
Падение цен на нефть и рост политических рисков после конфликта в Грузии сыграли определяющую роль в том, что вчера российский фондовый рынок достиг нового минимума.
Однако, по словам банковских работников и трейдеров, подспудной причиной распродажи акций является кризис ликвидности, подобный случившемуся на западных рынках год назад: в России он проявился лишь в последнее время. Это большой дефицит наличности, вынуждающий банки и фонды распродавать привлекательные во всем остальном активы.
Как говорят аналитики, фондовый рынок вынужден падать, поскольку ведущим российским бизнесменам и фондам приходится ликвидировать ряд позиций из-за требований внести дополнительное долговое обеспечение - им не удается привлечь наличность из других источников.
Трейдеры и работники банков не разглашают имен россиян, от которых требуют дополнительный залог. Но кучка богатейших магнатов страны сколотила состояние на том, что брала в российских банках кредиты на приобретение акций, а часть этих акций передавала в те же банки в качестве залога. Многие также взяли под залог акций кредиты на расширение бизнеса.
Сулейман Керимов, один из богатейших людей в России, в 2004-2005 годах сорвал куш, потратив миллиарды долларов, взятые в кредит в государственном банке "Сбербанк", на 6% акций этого учреждения и 5,5% акций энергетического гиганта "Газпром" и передав часть акций банку в качестве залога.
С этой практикой постепенно покончили, сочтя ее крайне рискованной, как только в нынешнем году главой "Сбербанка" стал Герман Греф, в прошлом министр экономического развития РФ. В июне Греф сообщил журналистам, что все крупнейшие миноритарные акционеры сократили свои доли с 6 до 2% максимум.
По некоторым сведениям, Керимов уменьшил свои активы в "Сбербанке" и "Газпроме" еще до падения рынка. Его холдинг Millennium Group этого не отрицает. Некий высокопоставленный сотрудник банка, посвященный в курс дела, сказал, что группа Керимова внесла деньги для финансирования позиций, не дожидаясь, пока начнут требовать дополнительного залогового обеспечения.
Еще один крупный акционер "Газпрома" и "Сбербанка", оказавшийся в центре внимания, - это богатейшая в России женщина Елена Батурина. Она состоит в браке с московским мэром и одновременно руководит крупнейшей в столице строительной компанией "Интеко".
Она также сколотила капитал на том, что брала кредиты для приобретения акций "Сбербанка" и "Газпрома". Согласно данным, обнародованным фондом Батуриной "Континенталь", в конце июня она сократила свою долю в банке. Фонд сообщил, что на тот момент она владела акциями "Газпрома" на 35,7 млрд рублей (1,4 млрд долларов) и акциями "Сбербанка" на 6,2 млрд рублей. Связаться с Батуриной и получить ее комментарии не удалось.
По словам банковских работников, некоторые из крупнейших металлургических магнатов страны наверняка получат требования внести дополнительное залоговое обеспечение, поскольку курс акций и цены на сырье упали.
Олег Дерипаска - на бумаге богатейший человек в России - в апреле нынешнего года взял под залог акций "Норильского никеля" 4,5 млрд долларов для приобретения 25% в крупнейшей никеледобывающей компании мира. После этого общая задолженность компании Дерипаски - UC Rusal - составила, по словам аналитиков, до 14 млрд долларов. Акции "Норникеля" больше всех пострадали от падения рынка: с 275 долларов котировка упала примерно до 120 долларов.
В банках полагают, что от падения курса мог также пострадать и Владимир Потанин, крупнейший акционер "Норникеля": летом он накапливал в своих руках акции этой компании, чтобы отразить попытку поглощения со стороны Дерипаски.
Инсайдеры с фондового рынка говорят, что займы под залог акций на московском рынке ранее практиковались повсеместно. "В Москве от 35 до 40 миллиардеров. Многие из них держат крупные средства в бумагах фондового рынка; эти акции они и предоставили в качестве залога".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях