Статьи по дате

Ha'aretz | 11 сентября 2008 г.

Российская сторона хочет объяснить свою позицию

Адар Примор

Указывают ли жесткие - или даже воинственные, как скажут некоторые, - заявления России на то, что эта страна, занявшись возрождением своего статуса и престижа на международной арене, сознательно отмахнулась от мирового общественного мнения? Если проследить за отношением России к мировым СМИ в начале войны на Кавказе, придется ответить: "Да, безусловно, указывают". Но когда анализируешь поведение России в течение нескольких последних недель и учитываешь тот факт, что российские власти собрали в южнороссийском Ростове несколько десятков видных деятелей, определяющих общественное мнение, приходится говорить: "Ничего подобного".

В первые дни войны сложилась примерно следующая картина: президент Грузии Михаил Саакашвили вновь и вновь появлялся на телеэкранах во всем мире. Он переходил от микрофона к микрофону, властвовал над западными СМИ и передавал им грузинскую версию конфликта.

Даже российская аудитория не смогла не подметить, насколько Саакашвили "телегеничен". Но одновременно она слышала и закадровый голос Кремля, изображавший Саакашвили осатаневшим деспотом, человеком, который, согласно одной из формулировок, в своем безумии вверг Кавказ в кризис мирового масштаба, кризис, вышедший из-под контроля.

В то время как высшие лица Грузии, молодые и телегеничные, высказывались в СМИ на прекрасном английском, Россия просто куда-то канула. Только когда боевые действия уже заканчивались, кремлевское руководство пришло к выводу, что война силами войск и дипломатов неполноценна, пока не начнешь боевые действия на всемирном информационном фронте. Заместитель и один из ближайших соратников Путина Сергей Иванов был откомандирован на CNN, дабы опровергнуть утверждения Саакашвили.

Вы говорите, что русский медведь напал на маленькую миролюбивую страну? Отнюдь: это грузинский колосс, поджигатель войны, жестоко обидел крохотную республику (Южную Осетию), которая просто хочет существовать и стремится к национальному самоопределению.

Ярко выраженная амбивалентность

"Амбивалентностью" видные эксперты по делам России, собравшиеся в Ростове по приглашению Кремля, называют отношение Москвы к СМИ. На внутриполитической арене российское руководство применяет привычные, изношенные риторические методы советских времен, дабы вызвать симпатию и разжечь националистические настроения, но сражения в западных СМИ обязывают ее действовать иначе, более тонко, привлекая специалистов и лиц, свободно владеющих иностранными языками.

В любом случае, российская сторона полагает, что это дело безнадежное. Что бы россияне ни говорили, чем бы они ни оправдывали свой подход, Запад всегда будет выступать против России и благоволить "Саакашвили, этой американской марионетке".

Как полагают некоторые наблюдатели, по этой причине руководство российского режима попросту не интересуется мировым общественным мнением. Собаки западных СМИ лают, куда бы русский караван ни шел.

"В конечном итоге, много ли может сделать Запад?" - вопрошает доктор Николай Злобин, старший научный сотрудник, директор российско-евразийского проекта World Security Institute (Вашингтон).

"Если будут наложены санкции, это скажется на Западе сильнее, чем на России. Не допустить Россию в ВТО? Вообще-то в России есть сильное лобби бизнесменов - противников вступления в ВТО и правил конкурентной борьбы, которые будут им навязаны".

"Изгнать Россию из G8? Запад нуждается в России в этом клубе больше, чем Россия - в Западе. Подобный шаг превратит G8 в еще одну структуру периода после холодной войны, что противоречит интересам Запада. Ну, а НАТО? В конечном итоге даже на уровне НАТО прекращение сотрудничества с Россией повредит интересам Запада, которому выгодно "сдерживать" российскую сторону внутри альянса. Единственный значимый шаг, на который в силах пойти Запад, - это "заняться" источниками доходов российской элиты в контексте их недвижимости и вкладов в западных банках".

Другие эксперты считают, что Россия не собирается уходить с арены международных СМИ. Так говорит, например, профессор Ариэль Коэн, родившийся на Украине, в Крыму, и совершивший алию в Израиль. Теперь Коэн живет в США и является старшим научным сотрудником престижной Heritage Foundation (Вашингтон). На лацкане он носит значки с флагами США и России.

В отличие от Злобина, Коэн полагает, что россияне высоко ценят имидж своей страны за рубежом.

"Им абсолютно очевидно, что существует связь между их имиджем и капитализацией, рыночной капитализацией. Россияне только что потеряли миллиарды долларов, и им очень важно помешать ухудшению своего имиджа в мире, чтобы это еще сильнее не сказалось на их доходах", - говорит Коэн.

Чтобы решить проблему имиджа, добавляет Коэн, Россия развивает концепцию "неохолодной войны", в рамках которой крепит альянсы с партнерами, считающимися "идеологически-близкими" (например, Белоруссия, Армения и Никарагуа), а также "далекими" (Китай и Иран) и "нейтральными" (Франция, Италия и Германия).

Лидеры проводят "массированную атаку в СМИ"

Анатолий Адамишин был последним в истории заместителем последнего министра иностранных дел СССР - а именно, Эдуарда Шеварднадзе.

Позднее Адамишин был последним в истории послом СССР в Риме - и первым в истории послом России в Италии. На взгляд Адамишина, для большинства россиян проблемы имиджа не существует.

"Они считают, что на Западе все и так русофобы и вкладывать средства в распространение информации бессмысленно", - поясняет он.

Но, добавляет Адамишин, "интеллигенция и те, кто принимает решения, смотрят на дело иначе. Они все больше осознают важность имиджа России за рубежом. Поэтому были созданы государственные телекомпании, вещающие на английском и арабском языках, а также организован дискуссионный клуб "Валдай" (регулярные встречи, которые Кремль проводит, чтобы завоевать симпатии западных экспертов).

Собственно, на деле российским лидерам поручили провести массированную атаку в масс-медиа - не только на CNN, но и в эфире Al Jazeera, BBC, французского телеканала TFI и российского государственного англоязычного телеканала Russia Today.

Президент Медведев даже прислал в The Financial Times подробную статью, где разъяснялось, что побудило Россию признать независимость мятежных провинций Абхазия и Южная Осетия.

Приведем еще один факт: в Кремле уже несколько лет работает гигантская нью-йоркская фирма Omnicom, специализирующаяся на рекламе и маркетинге.

Российской стороне глубоко плевать на мир? Да, плевать, утверждают некоторые эксперты, собравшиеся в Ростове. Пытаются ли россияне переменить его мнение о себе? Да, пытаются, если верить другой точке зрения.

"Если в начале боевых действий на Кавказе грузинская сторона была лучше подготовлена к общению со СМИ, - утверждают некоторые, - то это лишь доказывает, что именно Тбилиси и выступил в роли провокатора, именно он развязал войну".

Источник: Ha'aretz


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru