Le Monde | 11 сентября 2013 г.
Российская инициатива застала французские власти врасплох
Ив-Мишель Риоль
Во Франции предложение России передать сирийское химическое оружие под контроль мирового сообщества было встречено с удовлетворением и в то же время со скептицизмом, передает корреспондент Le Monde Ив-Мишель Риоль.
С удовлетворением, потому что изменение дипломатического курса России говорит о том, что французские "решимость и твердость дали плоды". А со скептицизмом, потому что "дьявол кроется в деталях". "Пока мы не узнаем надежность, сроки и условия российского предложения, мы останемся начеку", - говорят в окружении французского президента.
Инициатива российских дипломатов застала французские власти врасплох, говорится в статье: ни в Елисейском дворце, ни на Кэ д'Орсэ (МИД Франции. - Прим.ред.) не ожидали такого поворота. С учетом новых обстоятельств министр иностранных дел страны Лоран Фабиус выпустил вечером 9 сентября коммюнике, перечислив три условия, которые убедили бы его в серьезности намерений Москвы и Дамаска.
Во-первых, передает издание, "Башар Асад должен без промедления передать весь арсенал химического оружия под международный контроль и позволить его уничтожить". Во-вторых, "операция должна проводиться на основе жесткой резолюции Совета Безопасности ООН, в сжатые сроки и с жесткими последствиями за невыполнение обязательств". В-третьих, "виновники химической атаки 21 августа не должны остаться безнаказанными и должны предстать перед Международным уголовным судом".
Москва выступила со своим предложением в самый подходящий момент, считает автор статьи. И Олланд, и Обама столкнулись с серьезными трудностями, пытаясь убедить общественное мнение собственных стран в необходимости военного вмешательства. Попытки сформировать международную коалицию успехом также не увенчались. В последнее время в словах дипломатов сквозила нервозность. Так, госсекретарь США Джон Керри не побоялся сравнить Асада с Гитлером, а нерешительность европейцев - с Мюнхенской конференцией 1938 года, на которой нацистская Германия получила "добро" на захват Чехословакии.
Представлявшаяся неизбежной еще несколько недель назад военная операция неизменно откладывалась, говорится в статье. Первым препятствием стало голосование в британской Палате общин, исключившее любое участие Лондона в войне. Затем Барак Обама решил получить одобрение Конгресса. Наконец, на саммите G20 в Санкт-Петербурге Франсуа Олланд заявил, что необходимо дождаться доклада инспекторов ООН.
В этой обстановке российская инициатива восстановила дипломатическое равновесие, полагает Риоль. Вероятность войны в ближайшем будущем снизилась, и Париж и Вашингтон явно не против, настолько рискованным кажется вмешательство в сирийский конфликт.
Однако до тех пор, пока Асад не отказался от химического оружия, Франция не теряет бдительности. "Мы открыты для диалога, с осторожностью относимся к надежности российского предложения и с недоверием - к сирийскому режиму, который всегда лгал", - настаивают в Елисейском дворце.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях