The Washington Post | 12 ноября 2003 г.
Недовольство войной вдохнуло жизнь в оппонентов Ариэля Шарона
Молли Мур
Палестинская интифада продолжается уже три года, и израильтяне теряют доверие к израильскому премьер-министру Ариэлю Шарону. В свете продолжающегося насилия члены правительства Шарона охвачены противоречиями, активисты выдвигают независимые планы мирного урегулирования, а опросы общественного мнения показывают, что рейтинги Шарона падают.
Глава израильского Генштаба Моше Яалон открыто усомнился в правильности политики Шарона в отношении палестинцев, а притихшие было "голубиные" организации и политики вновь активизировались. Мемориальная церемония в память об убитом премьер-министре Ицхаке Рабине, состоявшаяся 1 ноября, собрала 100 тыс. человек и превратилась в самый крупный с момента начала интифады митинг мира.
"Спустя три года наступило время переосмысления, - объясняет Ашер Фридберг, профессор политологии в Хайфском университете. - Обе стороны устали от того, что происходит. Мы в тупике".
Израильские аналитики и те, кто проводит опросы общественного мнения, указывают, что взаимосвязь событий и тенденций привела к глубочайшим расколам в израильском руководстве и среди населения. Недовольство израильтян усиливается возрастающими опасениями по поводу ухудшения ситуации в Ираке и того, что это может подлить масла в огонь палестино-израильского конфликта.
По словам аналитиков, вряд ли правительству Шарона угрожает опасность краха, однако нынешнюю ситуацию следует рассматривать как предупреждение "ястребиному" премьер-министру и его администрации.
"Большинство людей уже не так уверено в Шароне, как было несколько месяцев назад, - говорит Давид Хоровиц, редактор журнала The Jerusalem Report. - Израильские центристы хотят возвращения за стол переговоров".
Как показал опрос общественного мнения, результаты которого были опубликованы в конце прошлой неделе в газете Maariv, политикой Шарона удовлетворена всего одна треть респондентов.
Даже ближайшие коллеги Шарона по партии "Ликуд" не так активно защищают позицию Шарона, как раньше. Как заявил израильский чиновник, согласившийся говорить только на условиях анонимности, Шарон не оправдал надежд израильтян в сфере безопасности, и это не может не вызывать озабоченности в администрации.
В 2001 и 2003 годах кампании Шарона строились вокруг обещания восстановить безопасность страны, которая практически ежедневно подвергается атакам террористов. Его правительство полагается на жесткие военные меры на палестинских территориях, включая возведение барьера безопасности, ликвидации разыскиваемых палестинских террористов и разрушение домов, принадлежащих террористам.
Также Шарон борется с серьезным экономическим кризисом и втянут в скандал вокруг семейного бизнеса Шаронов и предполагаемых незаконных финансовых вкладов в его политическую кампанию.
Однако премьер-министр не чувствует себя в опасности, потому что, по словам того же израильского чиновника, "честно говоря, сравниться с ним не может никто".
Израильский чиновник указал, что, поскольку в настоящий момент президент Буш занят кампанией своего переизбрания, Шарон полагает, что по крайней мере в течение года будет более или менее свободен от давления со стороны Вашингтона и сможет внести в свою политику любые изменения.
В последнее время в Израиле было обнародовано три независимых и не связанных друг с другом мирных предложения, одно из них - партией "Шинуй", во главе которой стоит министр юстиции Томми Лапид. Лапид предлагает эвакуировать еврейское поселение Нецарим из сектора Газа, где недавно палестинские боевики убили трех израильских солдат.
Другое предложение, ставшее известным под названием "Женевские соглашения", было составлено Йосси Бейлиным из Партии труда и палестинским чиновником Ясиром Абедом Раббо. Согласно этому плану, Израиль должен отказаться от претензий на Храмовую гору в Иерусалиме и поселения Ариэль и Эфрат на Западном берегу, а палестинцы - от права на возвращение беженцев в Израиль.
Третье предложение было сделано Сари Нуссейбе, главой университета "Аль-Кудс", и Ами Аялоном, бывшим главой израильской службы безопасности. По этому плану палестинцы должны отказаться от права на возвращения, сделать Иерусалим городом, открытым для всех, который станет столицей и Израиля, и палестинского государства одновременно. А еврейские поселенцы будут обязаны покинуть территорию будущего палестинского государства. В поддержку этого плана высказались, подставив свои подписи, 100 тыс. израильтян и 60 тыс. палестинцев.
Такие независимые предложения вызывают возмущение Шарона и большинства министров его кабинета.
По мнению аналитиков, не получат они должной поддержки и со стороны населения. "И в палестинском, и в израильском обществе люди вряд ли присоединятся к движению до тех пор, пока оно каким-то образом не будет санкционировано избранным правительством, - отмечает Эфраим Яар, сотрудник Центра исследований мира Тами Стейнмица при Тель-авивском университете. - Общество не доверяет лидерам левых".
США, однако, независимые мирные инициативы поддержали. Пауэлл открыто похвалил Бейлина и Раббо, а заместитель министра обороны Пол Вулфовиц - Нуссейбе и Аялона.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях