Le Soir | 12 апреля 2001 г.
Путин и свобода прессы
Пол Матил
У спора, возникшего вокруг НТВ, множество граней. С юридической и финансовой точек зрения возникает огромное количество вопросов, как к властям, срежиссировавшим ограбление, лишив Владимира Гусинского контроля над принадлежавшим ему телеканалом НТВ, так и к самому Гусинскому, который, как и почти все российские олигархи, вряд ли сумеет доказать ?честное? происхождение своего состояния.
Однако дело НТВ получило такую широкую огласку как в самой России, так и за рубежом, вовсе не по причине возникновения юридического или финансового конфликта. Существует причина, по которой на улицы Москвы и Санкт-Петербурга выплеснулись толпы народа, невиданные в России со времен путча 1993 года. Причина, по которой это ?дело? появилось в повестке дня встречи в верхах между президентом Путиным и канцлером Шредером.
Причина в том, что речь идет о политике. С одной стороны, власть, несущая ответственность за организацию одновременно грубой и циничной махинации. С другой стороны, поразительные смелость и мужество журналистов НТВ. Два этих момента и возвели телеканал в ранг флагманского корабля свободы прессы, свободы слова , иными словами, самого драгоценного ?достояния?, обретенного российским обществом на руинах коммунизма. Речь идет о фундаменте этого гражданского общества, без которого России никогда не удастся достичь демократии, обещанной кандидатом Путиным.
Дело НТВ стало самым важным политическим испытанием для Путина. Это дело является также сроком оплаты по счетам: именно сейчас Путин вынужден говорить о своих истинных намерениях, держать слово, отвечать за данные обещания. Передать дело НТВ в руки российского правосудия? Великолепная, но ошибочная идея: В России нет независимого правосудия, создание такого правосудия - еще одно, до сих пор не выполненное, обещание Путина.
Спор вокруг НТВ длится уже больше года. У Путина было достаточно возможностей, чтобы положить конец этому спору, продемонстрировав свою поддержку голосу свободы. Даже если этот голос весьма критичен в отношении властей, прежде всего по Чечне. Даже если его владелец Владимир Гусинский и поддерживал соперника Путина на президентских выборах.
Путин избрал иной путь. Не тот ли это путь, что привел его к ограничению, если не сказать, упразднению региональной власти? К назначению на важные посты своих друзей из бывшего КГБ?
А в его обещании установить демократию при помощи ?диктатуры закона?, не проявляется ли все больше диктатуры и все меньше закона? Последним, кто высказался в защиту независимости НТВ, стал Михаил Горбачев, отец ?гласности?, советский основоположник свободы прессы в России. Не станет ли эта свобода менее реальной, чем при коммунизме?
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях