Статьи по дате

The Guardian | 12 апреля 2004 г.

Россия находит дом для плавучего реактора

Ник Пейтон Уолш

Россия назвала вчера точку, где намеревается разместить первую плавучую АЭС. Это пространство на северном побережье страны станет местом для проекта, который в течение многих лет казался не более чем несбыточной фантазией.

Представители местной власти Архангельской области заявили вчера, что они выделили площадь верфи судостроительного завода "Севмашпредприятие" для реактора. Он будет занимать около 1,5 га водного пространства, кроме того, для него потребуется 0,6 га береговой линии, к которой он будет привязан.

Несмотря на протесты природозащитных организаций, называющих этот проект "безумием", представители правительства заявили вчера, что они твердо намерены продолжить работу над ним.

Николай Шингарев, представитель федерального агентства по атомной энергетике, сообщил Guardian: "Мы работали над этим проектом в течение нескольких лет. Мы разработали плавучий реактор. Его одобрили инженеры. Экологи, социальные работники. Единственное, что нам оставалось, - это найти, где его построить. Теперь мы сделали и это".

По его словам, несколько регионов соревновались за это право.

"В Заполярье производство электроэнергии и горячей воды - дешевле и экологичнее, чем где-либо. Технология применения этих реакторов KLT-40 прошла тысячи часов испытаний на ледоколах и подводных лодках. Она не более опасна, чем любое другое атомное судно".

Эта местность была выбрана, по словам официальных представителей правительства агентству "Интерфакс", из-за того, что там низкая сейсмическая активность и нет сильных ветров.

В ответ на это предложение экологи забили тревогу.

Владимир Кузнецов, эксперт по вопросам ядерной энергетики из Российского зеленого креста, сказал: "Основное наше возражение - это то, что вся информация об испытаниях этого типа реактора и его надежности остается абсолютно засекреченной".

Он рассказал, что предыдущее место работы реактора - у побережья Певека - было закрыто после проведения (при помощи его группы) исследований, выявивших угрозу для экологии региона. Он настаивает, что исследования в Архангельской области проводились под руководством легко управляемого местного правительства именно для того, чтобы избежать повторения подобной ситуации.

Хотя отработанное топливо планируется вывозить на поезде на перерабатывающий завод в Челябинске, вопрос о захоронении низко- и среднеактивных отходов продолжает вызывать беспокойство. Кузнецов сказал, что ему ничего не известно о планах захоронения отходов в море, но и противоречащих этому данных у него тоже не имеется.

Владимир Сливяк, представитель экологической организации "Экозащита", сказал, что некоторое количество выбросов будет производиться в море, иначе электростанции потребуется еще один отдельный корабль для хранения отходов. Он добавил, что станцию придется доставлять на берег каждые 10 лет для замены топлива и что ее может оторвать от берега сильным штормом.

"Если станция перестанет получать электричество с берега, она может взорваться", - сказал он. Сливяк полагает, что данный проект, который в течение многих лет относился к области фантазии, учитывая недостаточное финансирование изобретательной российской атомной промышленности, близок к реализации. Он сказал, что для осуществления этого проекта необходимо участие других стран, так как Росэнергоатом пока вложил только миллион долларов. "Это ничто", - говорит он.

Он добавляет: "Индия проявляет большую заинтересованность в этом проекте, но, передавая ей технологию, Россия столкнулась бы с проблемами в связи с соглашением о нераспространении. Наиболее заинтересован Китай, но условия, которые он предлагает, невыгодны для Москвы".

Он сказал, что, несмотря на широкий интерес к проекту, строительство займет не меньше, чем три-четыре года. И добавил: "Это слишком безумно, чтобы осуществиться. Даже в такой стране, как Россия".

Источник: The Guardian


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru