Corriere della Sera | 12 августа 2004 г.
Последняя надежда для ЮКОСа
Фабрицио Дразогей
Петля вокруг ЮКОСа затягивается, и все игроки, принимающие участие в партии, разыгрывают свои последние карты. Банковские счета компании заморожены, а акции ее основного подразделения "Юганскнефтегаз" находятся под арестом и будут проданы государством, чтобы оплатить задолженность по налогам. Кроме того, владелец ЮКОСа, Михаил Ходорковский находится в заключении, и против него идет процесс по обвинениям в неуплате налогов и мошенничестве. Эму грозит десять лет тюрьмы.
Итак, вчера у компании был второй по счету дефолт по долгу в 1,6 млрд долларов. Но самое интересное заключается в том, что в этом случае кредитором является группа МЕНАТЕП, т.е. тот холдинг, через который Ходорковский и другие партнеры контролируют сам ЮКОС. По мнению некоторых аналитиков, это может быть попытка владельцев в последний момент укрепить свои позиции на случай банкротства компании.
Тем временем все российские газеты с уверенность утверждают, что десятки госслужащих сколачивают себе небольшие состояния на колебаниях акций ЮКОСа благодаря секретной информации, которой они располагают.
Сначала был арест счетов компании, затем сообщение о снятии ареста, затем опровержение. То же самое с акциями "Юганскнефтегаза": арест, снятие ареста, новый арест. В прошлую пятницу на бирже акции ЮКОСа упали на 20%. Было совершено 8600 сделок. В понедельник утром ЮКОС поднялся на 24%. Во вторник за одну минут новое падение на 15% с потерей 1,6 млрд долларов капитализации. Короче, кто-то кладет себе в карман порядочные деньги.
Тем временем опасения, что судебное дело может остановить добычу нефти (на мировом рынке ЮКОС стоит на одном уровне с Ливией), впервые были подтверждены высокопоставленным чиновником российского правительства. Сергей Оганесян, глава Федерального агентства по энергетике, подчиняющегося министерству энергетики, заявил, что такими темпами добыча нефти может остановиться в конце месяца.
Министерство, сообщил Оганесян, попросило снова разблокировать счета ЮКОСа, потому что, если компания не может оплачивать таможню, транспортировку и поставщиков, она будет вынуждена прекратить добычу. "Мы стремимся избежать остановки скважин, потому что ЮКОС обеспечивает 20% нашей добычи и другие компании не в состоянии будут компенсировать потери".
Посмотрим, найдут ли требования Оганесяна поддержку. Уже несколько дней назад судебные приставы решили открыть доступ к банковским счетам, как раз чтобы обеспечить функционирование компании. Однако министр юстиции аннулировал это решение.
На основе проверок, которые, по мнению многих, имеют политическую подоплеку и даже связаны с самим Путиным, от ЮКОСа требуют уплатить 3,4 млрд долларов задолженности по налогам за 2000 год. Аналогичные суммы требуют и за три последующих года. С заблокированными счетам и без какой-либо передышки ЮКОС не в состоянии платить. Акционеры опасаются, что под предлогом задолженности по налогам, власти хотят продать "Юганскнефтегаз", который стоит 15 млрд долларов, за 1,75 млрд. А затем перейти к остальным частям ЮКОСа.
Неожиданная помощь может прийти в последний момент от акционеров "Сибнефти" (Абрамович и другие), которая ранее была приобретена ЮКОСом. Они хотели бы аннулировать продажу и вернуть ЮКОСу 3 млрд долларов. Это была бы неожиданная и благотворная инъекция наличности.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях