Libération | 12 августа 2004 г.
"Если бы мы были едины, Ирак стал бы вторым Вьетнамом"
Дидье Франсуа
Появившаяся непонятно откуда инструкция распространяется с невероятной скоростью. За несколько минут все торговцы с проспекта Эль-Джедида опускают жалюзи на витринах. Никто не может точно сказать, то ли комендантский час объявлен правительством с целью лишить поддержки бойцов из Армии Махди, то ли приказ исходит от шиитских ополченцев и является ответом на блокаду их бастиона, квартала Садр-Сити, установленную американскими войсками.
Но каждый боится стать случайной жертвой столкновений, которые представляются неизбежными и зона которых охватывает теперь не только бедные пригороды столицы, но и более благополучные кварталы Багдада.
Дилемма. Действия коалиции против молодого мятежного религиозного лидера Муктады ас-Садра, укрывшегося со своими сторонниками в мавзолее Неджефа, не остались без последствий: теперь вся шиитская община вынуждена решать, к какому лагерю ей примкнуть. Это ужасная дилемма для торговцев из Багдад-Джадида, богатого района, примыкающего к Садр-Сити. Помочь повстанцам - значит рисковать разорением. Поддержать оккупантов - значит прослыть предателем. И в том и в другом случае за выбор придется заплатить немалую цену.
"Если американцы подумают, что мы помогаем сопротивлению, нас арестуют. Если Армия Махди подумает, что мы сотрудничаем с оккупантами, нас убьют. А если они будут драться на этом проспекте, ведущем к Садр-Сити, это будет огромный ущерб: разрушенные дома, загубленные человеческие жизни", - говорит владелец скобяной лавки Мухаммед Ибрахим.
Этот 40-летний шиитский коммерсант не разделяет воинственных настроений сторонников Муктады ас-Садра. "Вооруженное сопротивление не может сломить военного могущества американцев. Погибнет много людей, которые могли бы быть полезны для восстановления страны", - считает Мухаммед Ибрахим.
Но он резко критикует "премьер-министра Айяда Аллави, который решил применить силу против Муктады ас-Садра, как это сделал Саддам Хусейн во время шиитской революции 1991 года. Это решение продиктовали ему американцы, которым он обязан своим постом. Но до тех пор, пока правительство будут поддерживать оккупанты, мы ничего не сможем сделать. Лучше проявлять терпение и укреплять единство шиитов перед будущими выборами. Здесь все хотят, чтобы оккупанты ушли. Мы расходимся лишь в методах достижения этой цели. А если бы мы были едины, США получили бы в Ираке второй Вьетнам".
Красная линия. Возле мечети Ас-Самарраи 24-летний Мухаммед Джасем держит небольшой бар, в котором подают лишь соки из свежих фруктов. Он торопит посетителей, чтобы закрыть заведение. Почему? "Из солидарности с бойцами Садр-Сити и Неджефа. Мы поддерживаем всех, кто сопротивляется оккупации Ирака", - говорит он.
Как и большая часть местной молодежи, Мухаммед недавно поменял ориентиры. До последнего времени единственным лидером для него был престарелый аятолла Али Систани. Но высший моральный авторитет иракских шиитов решил отправиться в Лондон на лечение в тот момент, когда американские войска штурмовали святыни Неджефа.
"Впрочем, в начале года он сам сказал, что это была красная линия, которую оккупанты не должны были переступать. Конечно, мы люди простые, мы не можем обсуждать решения такого большого ученого, знатока ислама. Но его молчание нас озадачивает. У Муктады, может быть, нет таких глубоких познаний, как у Систани, но он рискует жизнью, защищая мавзолей имама Али. Я думаю, что, если дотронутся до него хоть пальцем, все шииты Ирака выйдут на улицы".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях