Los Angeles Times | 12 августа 2008 г.
Дать отпор России
Макс Бут
У Красной армии - простите, у российской - ушло два дня на то, чтобы освободить Абхазию и Южную Осетию. Теперь Россия ударила в сердце Грузии, угрожая перерезать главную магистраль, соединяющую восток и запад страны, и важнейший нефтепровод. В чем заключается общая цель Москвы, остается неясным, но вполне возможно, что она пытается свергнуть демократически избранное правительство Михаила Саакашвили, чтобы заменить его прокремлевской марионеткой. Именно так русские поступили в Чечне в 1999-2000 годах.
Разница заключается в том, что Чечня лишь претендовала на независимость, а Грузия уже ее добилась. После развала советской империи в 1991 году она стала полностью суверенным государством. Уже позже, в результате "революции роз" в 2003 году, Грузия стала демократической страной. Судя по всему, тамошняя демократия несовершенна, но закон в этой стране играет гораздо большую роль, чем в России. Перейдя границы Грузии, русские допустили самое худшее нарушение норм международного права со времен вторжения в Афганистан в 1979 году.
В такие моменты западным лидерам крайне важно держаться вместе и четко показать, что подобная агрессия не пройдет. Нет времени делать скользкие двойственные заявления о том, что Грузия сама спровоцировала войну или что ответ России оказался довольно "несоразмерным" (как будто бывает "соразмерный" и оправданный уровень агрессии). Какими бы ни были подробности столкновений, начавшихся на прошлой неделе между Грузией и отколовшейся от нее пророссийской Южной Осетией, оправданий для российского вторжения быть не может. Президенты Литвы, Латвии, Эстонии и Польши верно потребовали, чтобы "агрессия против небольшой европейской страны... не проходила в тишине или на фоне бессмысленных заявлений, уравнивающих жертв с мучителями".
Особенное отвращение вызывают истерические оправдания, которые Москва выдумывает для своей агрессии. "Правда" обвиняет Саакашвили в совершении "военных преступлений против человечности" и утверждает, что у России не было иного выбора, кроме как защитить своих граждан в Южной Осетии от "дикого, жестокого, преступного нападения" грузин, нанесших "удар в спину". Похоже на то, как немецкие официальные лица в 1930-х годах проливали крокодиловы слезы над притеснением в соседних государствах немецких меньшинств. Именно эти оправдания Гитлер использовал при поглощении Чехословакии и Польши.
Аналогия с нацистами может показаться натянутой. Конечно, никто не утверждает, что российский премьер-министр Владимир Путин - это новый Гитлер, злобный и отчаянный безумец. Но Путин, судя по всему, достаточно похож на авторитарных правителей меньшего масштаба, вроде Муссолини или японских генералов 1930-х годов, агрессия которых также имела трагические последствия. Действительно, на ум приходят две другие исторические аналогии: японское вторжение в Маньчжурию в 1931 году и вторжение итальянцев в Эфиопию в 1935 году. Обе кампании заложили основу для Второй мировой войны, продемонстрировав бессилие Лиги наций и нежелание великих держав отвечать на агрессию силой.
Точно так же и нападение России на Грузию, если оставить его без последствий, может легко спровоцировать в будущем новые конфликты. Кремль проводит кампанию по дестабилизации не только прозападной Грузии, но и других бывших советских сатрапий, которые отказываются подчиняться. Во многих из этих стран есть российские диаспоры, и слова об их притеснении станут идеальным оправданием для вмешательства России. Сегодня Грузия, завтра Украина, послезавтра Эстония?
Если есть некая причина, которая не позволила России выйти в своих действиях против стран Прибалтики за пределы кибератак, экономического давления и словесных оскорблений, то причина заключается в том, что эти государства состоят в НАТО. Прозвучавший ранее в этом году отказ альянса предоставить Грузии "план по подготовке к членству" стал ошибкой, которая вдохновила российскую агрессию. Это была ошибка, которую срочно необходимо исправить.
Запад должен потребовать от России вывода войск со всей территории Грузии и, возможно, их замены в Южной Осетии и Абхазии на международных миротворцев. Если Кремль не согласится на это, то Запад должен ответить санкциями наподобие отзыва послов из Москвы, изгнания России из "большой восьмерки" ведущих промышленно развитых стран и заморозки российских банковских счетов за рубежом.
Кроме того, мы должны активнее помогать Грузии защититься самой. Вопрос об отправке американских солдат в регион не стоит, но мы можем отправить туда американское снаряжение. Именно так мы поступили в 1973 году, когда Израиль оказался на грани поражения в войне Судного дня, и так же должны поступить ради своего союзника на Кавказе, оказавшегося в трудном положении. Оптимальным вариантом будет отправить недорогие переносные ракетные установки: Stinger для уничтожения русских летательных аппаратов и Javelin для уничтожения танков. Судя по фотографиям того, как русская бронетехника медленно спускается по извилистым горным дорогам, небольшое число удачно расположенных ракетных установок может внести хаос в ее продвижение.
Многие скажут, что подобные шаги стали бы ненужной "провокацией" и что судьба Грузии не имеет значения в условиях, когда нужно поддерживать хорошие отношения с Россией. Мы слышали подобные заявления и раньше. В 1930-е годы мир не вступился на защиту небольших государств вроде Эфиопии, Польши, Чехословакии и Финляндии, когда им угрожали крупные хищники. Тогдашние государственные мужи посчитали, что цена вмешательства будет слишком высокой. В результате мы узнали, что цена бездействия гораздо выше. Сегодня нам стоит вспомнить этот урок.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях