The New York Times | 12 августа 2015 г.
Новые дипломатические маневры в рамках американо-российских усилий по прекращению гражданской войны в Сирии
Анн Барнард
Президент Сирии Башар Асад проигрывает на поле боя, и дипломаты из России, США и некоторых ближневосточных государств резко активизировали свою дипломатическую активность, пытаясь предотвратить еще худший коллапс страны, чреватый укреплением военизированной группировки "Исламское государство", пишет The New York Times.
"Россия, самая влиятельная сторонница Асада, установила новые связи с Саудовской Аравией, его ярым противником, и даже организовала встречу между высокопоставленными саудовскими и сирийскими сотрудниками разведки, - сообщает автор статьи Анн Барнард. - Во вторник министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр провел встречу с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым в Москве, дискутируя о судьбе Асада".
"Нехарактерные встречи быстро следовали одна за другой. На прошлой неделе высшие российские, американские и саудовские дипломаты провели первую трехстороннюю встречу по Сирии; российские чиновники подробно осведомили об этом министра иностранных дел Сирии Валида Муаллема. Затем он встретился с чиновниками в Омане, чьи связи с Саудовской Аравией и Ираном повысили шансы на переговоры между этими непримиримыми противниками. Россия прекратила блокировать международное расследование того, кто использовал химическое оружие в Сирии, что является давним приоритетом Америки", - говорится в статье.
"Этот всплеск дипломатической активности предполагает, что Россия и США, чьи расхождения долго тормозили усилия по разрешению конфликта, делают новые согласованные шаги к общим, как они давно заявляли, целям - к прекращению многосторонней гражданской войны в Сирии политическим путем и к более эффективным стратегиям в борьбе с ИГИЛ", - отмечает Барнард.
"Однако аналитики в этом регионе, придерживающиеся разных политических воззрений, категорически утверждают, что прорывов в ближайшее время не ожидается", - говорится в публикации.
"Даже если реальный компромисс будет найден, любое соглашение имело бы небольшое значение сейчас, когда многие силы на местах все еще считают, что могут победить военным путем. Потенциальное соглашение, скорее всего, будет распространяться только на удерживаемые правительством западную Сирию и часть юга страны, где преобладают относительно умеренные повстанцы", - пишет Барнард.
"В свете всех этих недавних дипломатических переговоров и открывшихся возможностей самым важным является, по-видимому, новый дух сотрудничества между Россией и США", - считает автор. Политолог Федор Лукьянов заявил, что переговоры возвращаются к сирийской теме после года исключительной сосредоточенности на иранской сделке, причем позиции каждой из сторон немного "менее тверды".
"Высокопоставленные американские чиновники делятся впечатлением, что российские чиновники в последние недели стали более открыты для обсуждения отставки Асада", - пишет автор. Эти источники, говорившие на условиях анонимности, утверждают, что Москва все более обеспокоена шаткой позицией Асада и подъемом экстремистских группировок, завербовавших и среди российских граждан несколько тысяч человек для борьбы в Сирии.
Однако эти дискуссии носят неопределенный характер, и, по словам чиновников, если Россия когда-нибудь согласится пойти на сделку по смещению Асада, она почти точно будет настаивать на другом алавите, отмечает Барнард.
"Имели место незначительные изменения дипломатического языка, которые позволяют предположить, что США и их союзники, возможно, даже уступают в одном из своих основных требований - об ухода Асада с его поста в качестве предварительного условия для формирования переходного правительства", - говорится в статье.
"Подобные подвижки поддерживают складывающуюся теорию об основах последующего компромисса, хотя его достижение может занять годы, - пишет Барнард. - Суть состоит в том, что будет сформировано новое правительство, сочетающее элементы нынешнего правительства - возможно, и Асада на определенный период - и представителей умеренной сирийской оппозиции. Армия включит в себя некоторых повстанцев из относительно умеренных группировок. Будут представлены и алавиты, и суннитское большинство".
"Но как это будет на самом деле выглядеть, без сомнений, сложно согласовать", - заключает журналистка.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях