Corriere della Sera | 12 декабря 2002 г.
Если Ирак применит газ, Америка готова нанести ядерный удар
Йозеф Йоффе
Кондолиза Райс - советник американского президента по национальной безопасности.
- Складывается впечатление, что Ирак подчиняется требованиям ООН. Войны удастся избежать?
- Мы ожидали того, что режим захочет заставить всех поверить в готовность к сотрудничеству. Но предстоит пройти еще долгий путь.
- Саддам заманил Соединенные Штаты в их собственную ловушку?
- Цель - разоружить режим. Если нам удастся этого добиться путем жестких инспекций, будет хорошо. Но мы оставляем за собой право применить силу в том случае, если Саддам не станет сотрудничать, не выполнит наши условия.
- Ему будет достаточно удержаться от провокаций.
- Нет, он должен разоружиться. В ходе различных проверок станет понятно, готов он к этому или нет.
- И если вдруг Саддам вернется к своей старой игре?
- В 1998 году правительство США заявило о необходимости смены режима, поскольку стало очевидным, что Саддам не отказался от своего оружия. Мы убеждены в том, что с тех пор ситуация еще больше ухудшилась. Трудно представить, что такой режим может оставаться у власти.
- Представим себе, что конфликт начнется. У Америки есть идеи относительно послевоенного периода?
- Это будет поэтапный процесс. После завершения боевых действий, в первую очередь, надо будет накормить страну и наладить управление, а также избежать насилия между различными этническими общинами и различными группировками. Должны быть созданы условия, чтобы иракский народ мог взять свою судьбу в собственные руки и строить демократическое будущее.
- Вы можете более точно выразить свою мысль?
- Это трудно, потому что конкретные шаги зависят от того, как начнутся и завершатся боевые действия. Но в одном я точно уверена: есть иракцы, которые живут за пределами своей страны, которые хотят вернуться и помочь. Мы работаем с этой оппозицией. Предполагаем, что, как и в Афганистане, такие группировки существуют и внутри страны. Население Ирака хорошо подготовлено, там сильные управленческие структуры. Это может оказаться полезным.
- Аналогичная ситуация была в Японии, Италии и Германии. И американские войска оставались там надолго.
- Америка осталась там по другим причинам, например, из-за угрозы с Востока. Что же касается Ирака, там будут задачи, которые потребуют присутствия Соединенных Штатов на длительный период. Мы готовы их выполнить.
- Победа будет способствовать процессу мирного урегулирования на Ближнем Востоке?
- Справедливо полагать, что свержение одного из самых жестоких режимов в регионе, может иметь положительные последствия. Возьмем, например, терроризм. Ирак спонсирует террористов. Поддерживает контакты с палестинскими экстремистскими группировками. Кроме того, демократический Ирак будет примером для других народов.
- Как вы объясните тот факт, что большинство европейских стран выступают против применения силы в Ираке?
- Это не совсем так. Резолюция ООН получила единодушную поддержку в Совете Безопасности.
- Но это не резолюция о войне.
- Однако в ней говорится о "серьезных последствиях" в случае "серьезных нарушений". Видите ли, будучи великой державой, Америка имеет право заранее сказать правду, какой бы неприятной она ни была. Кроме того, президент продемонстрировал умение создавать коалиции и убеждать других. Ирак на протяжении 11 лет был изолирован от международного сообщества. Американский президент заговорил о нем в своем выступлении 12 сентября. Через шесть недель прошло голосование в ООН: 15:0.
- А если дать шанс миру?
- Мы дали Саддаму последний шанс сделать то, что он должен был сделать еще 11 лет назад. Я думаю, что каждый член Совета Безопасности понял, что в случае, если Ирак не будет следовать путем, указанным ООН, мы должны будем разоружить Саддама иным методом.
- В этой ситуации вы вновь обратитесь в Совет Безопасности?
- Для консультаций. Мы не заявляли однозначно, что будем сидеть сложа руки, если Саддам попытается избежать разоружения.
- Обвинения в односторонности?
- По Ираку мы сотрудничаем с ООН, создали коалицию по Афганистану, работаем по расширению НАТО, не разрывая отношений с Москвой. Вы это называете односторонностью?
- Однако решения принимаете вы.
- Мы верим, что значение американского лидерства заключается в том, чтобы противостоять международным опасностям. Но это не служит заменой идеи о том, что стабильность основывается на альянсе демократий.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях