InoPressa: тема дня | 12 декабря 2007 г.
Двоевластие: рискованный танец или мечта инвесторов?
Обзор прессы
Мировые СМИ сегодня обсуждают продолжение сериала о преемнике российского президента: не дожидаясь выборов, Дмитрий Медведев предложил Путину занять место премьер-министра при Медведеве-президенте. Такой тандем - мечта иностранных инвесторов, считают некоторые наблюдатели. Не надо забывать о танках перед Белым домом в 1993, напоминают другие. Да и Путин пока хранит загадочное молчание.
В Кремле - обмен любезностями, пишет французская Liberation. Только что благословленный российским президентом управлять страной после его ухода Дмитрий Медведев вчера предложил Владимиру Путину стать его премьер-министром. Тем самым назначенный преемник подтверждает версию, согласно которой Путин сохранит контроль над судьбами России после выборов 2 марта, несмотря на то, что конституция запрещает ему остаться президентом на третий срок подряд.
"Выражая готовность баллотироваться на должность президента России, обращаюсь к нему (Путину) с просьбой дать принципиальное согласие возглавить правительство России после избрания нового президента нашей страны", - сказал действующий первый вице-премьер правительства Дмитрий Медведев. Во время телеобращения, записанного в его кабинете, 42-летний Медведев выглядел еще более натянуто и напряженно, чем обычно, считает корреспондент издания, произнося на фоне российского флага текст, вероятно, записанный на телесуфлере.
Вчера Владимир Путин официально не откликнулся на шитое белыми нитками предложение назначенного преемника. В двух выступлениях, показанных по телевидению, нынешний глава Кремля никак не намекнул на предложение Медведева. Такое поведение совершенно не удивительно: один из излюбленных тактических приемов президента заключается в том, чтобы спутать карты, дабы оставаться хозяином положения до последнего момента.
The New York Times указывает, что заявление, сделанное Дмитрием Медведевым в обращении к нации, создает перспективу кардинального переустройства структуры российской власти: на данный момент государством руководит президент с большими полномочиями, назначающий премьер-министра, который в значительной мере выполняет функции администратора. В качестве премьер-министра Путин вполне может затмить Медведева, превратив его в нечто типа номинального президента по модели таких стран с парламентским строем, как Германия или Италия.
Если Путин всерьез намеревается стать премьер-министром, то, по распространенному мнению в России, он и Медведев уже пришли к договоренности о трансформации полномочий, связанных в данный момент с этим постом. Должность президента в России предполагает намного большее могущество, чем любые другие посты, сообщает издание: президент имеет в своем подчинении спецслужбы (например, ФСБ, преемницу КГБ), а также вооруженные силы, министерство внутренних дел и судебную систему. У власти премьер-министра нет настоящей опоры: его кандидатуру вносит президент, а утверждает парламент. Поскольку его партия "Единая Россия" имеет в парламенте большинство, Путин в силах значительно расширить полномочия премьер-министра, даже не внося поправок в конституцию. Все, что ему нужно, - это согласие Медведева на ограничение полномочий президента.
Именно парламент при предыдущем президенте Борисе Ельцине предписал, чтобы ключевые министерства были подотчетны президенту, а не премьер-министру. Для изменения этой практики потребуется всего лишь постановление парламента, которое вступит в законную силу после его утверждения президентом. Существует также прецедент делегирования полномочий главнокомандующего от президента премьер-министру, напоминает издание. В 1996 году, когда Ельцину делали операцию по шунтированию сосудов сердца, его премьер-министр Виктор Черномырдин на один день получил полномочия главнокомандующего и "ядерный чемоданчик".
The Guardian публикует статью Дэвида Херста с громким заголовком "Шезлонги на палубе "Титаника". Когда в России появляется новый лидер, есть искушение смотреть на него сквозь розовые очки, утверждает автор. Медведев в этом случае кажется более безопасным выбором, чем альтернатива в виде Сергея Иванова, бывшего министра обороны. 42-летний юрист не связан с КГБ и не входит в число "силовиков". Но эти суждения столь же непрочны, как и роли, которые играют представители российской элиты. Когда Путин выходил на политическую арену, Запад посчитал, что он станет тихим исполнителем, который продолжит политику ельцинской эпохи. Оказалось, что не тут-то было.
Стоит напомнить, что при столь поспешных суждениях из поля зрения ускользает реальное положение в стране, указывает Херст, проецируя ситуацию в российских властных структурах на экономико-социальное положение. Его вывод таков: демократия не установится в России до тех пор, пока она снова не поднимется на ноги - во всех отношениях.
В лице Путина на посту премьер-министра, пишет The Wall Street Journal, Медведев получит союзника, который защитит его от агрессивных кланов представителей спецслужб, которых Путин привел в Кремль за последние годы. Некоторые опасаются, что Медведев, 42-летний юрист, не служивший в КГБ, не сможет держать под контролем выходцев из спецслужб.
WSJ обращает внимание, что российский фондовый индекс повысился до новых высот на фоне обращения Медведева. В целом инвесторы верят, что своим нахождением у власти Путин принесет стабильность. "Рынок рефлективно ответил повышением, - сказал Крис Уифер, главный стратег московского инвестиционного банка UralSib. - Комбинация Медведев-Путин - просто мечта для инвесторов". Между тем во время встречи с представителями бизнеса, часть которой была показана в эфире национального телевидения, Путин не отреагировал на предложение. Он пообещал держать под контролем экспансию государственных компаний и гарантировал свободу конкуренции. "Мы не собираемся создавать государственный капитализм", - сказал он.
После нескольких лет роста следующее правительство России может столкнуться с такими трудностями, как давление инфляции и народные ожидания дальнейшего повышения уровня жизни, указывает издание.
Итальянская La Republica продолжает тему реакции делового мира. "Рождественский подарок" - такая шутка циркулировала вчера в офисах лондонского Сити в связи с назначением Дмитрия Медведева преемником Путина на посту президента России, пишет издание. Деловой мир уже в понедельник пережил состояние эйфории, после объявления о том, что тайна наследования раскрыта и что ситуация складывается наилучшим образом, поскольку почти наверняка ближайшей весной в Кремль войдет экономист с относительно либеральными взглядами.
Было объявлено о назначении самого умеренного из всех возможных кандидатов на президентство, даже можно сказать - самого прозападного из дофинов Путина, о которых говорили в последние недели. Он - единственный, кто никогда не служил в КГБ или в подобных структурах, он - единственный (после Ленина), кто вырос в семье русской "интеллигенции": отец - профессор университета, мать - преподаватель.
В последние месяцы промышленный и финансовый мир опасался того, что кандидатом на президентские выборы, которые состоятся в марте, станет один из силовиков, один из бывших агентов КГБ или других служб безопасности, пришедших в Кремль вместе с Путиным. Это пятидесятилетние, которые самым мучительным образом пережили крах советской державы, раздираемые стремлением к реваншу в отношении Запада, а в экономике - сторонники все более широкого присутствия государства в крупных группах и монополиях, распоряжающихся российскими энергетическими ресурсами.
Что же касается Медведева, пишет издание, он в качестве председателя "Газпрома", на экономическом форуме в Давосе в феврале этого года очаровал западных собеседников своими заявлениями в пользу рыночной экономики и иностранных инвестиций в Россию. Чего же удивляться этому порыву энтузиазма, который с вечера понедельника ощущается в деловых кругах?
Die Welt считает шаги Путина рискованными. Президент России хочет видеть своим преемником Дмитрия Медведева. Одновременно сам Путин станет премьер-министром. На первый взгляд это кажется ловким шахматным ходом. Однако этот план не лишен риска - в 1990-е годы подобная конструкция чуть было не обернулась гражданской войной, напоминает Йенс Хартманн.
Отношения между ними дружеские. "Вы согласны со мной, что существует что-то вроде чувства солидарности. Подобное чувство возникло между мной и Димой Медведевым", - заявил Путин еще в 2000 году. "Медведев почитает Путина как отца или, по крайней мере, как старшего брата", - говорит Валерий Музин, преподаватель Медведева в университете Санкт-Петербурга.
И все-таки интересно посмотреть, как будет на деле работать этот дуэт. Существует опасность того, что Россией будут управлять из двух центров власти - из Белого дома и Кремля. Двойная власть уже чуть было не привела в 1993 году к гражданской войне. Тогда президент Борис Ельцин разругался с вице-президентом Александром Руцким. Весь мир обошли фотографии дымящихся окон Белого дома, по которому стреляли из танка.
Согласно российской конституции, глава государства - президент. Он является также верховным главнокомандующим вооруженными силами, представляет Россию как внутри страны, так и за ее пределами. Кроме того, он предлагает кандидатуру премьер-министра на рассмотрение Госдуме и может распускать правительство. Что же касается премьер-министра, он принимает решения относительно политики правительства лишь "в соответствии с конституцией и указаниями президента". Ему даже не подчиняются министры, стоящие во главе важнейших ведомств. Таким образом, "папа" Путин, если не нарушать конституцию, будет зависим от своего "приемного сына" Медведева. Еще один фактор риска - сможет ли Медведев дисциплинировать кремлевские кланы, указывает автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях