La Repubblica | 12 декабря 2007 г.
Бен Джеллун: "Эта дата - фирменный знак бен Ладена"
Пьетро Дель Ре
Цель "Аль-Каиды" - показать свою вездесущность. Это проявление ее мании величия. Один раз - в Соединенных Штатах, другой - в Азии, третий - в Африке. Исламские террористы продолжают наносить удары 11-го числа, говорит марокканский писатель Тахар Бен Джеллун. Он является автором многих романов, лауреатом литературных премий, входит в Высший совет франкоговорящих государств.
- Почему самые кровавые теракты последних лет происходят 11 числа?
- Это фирменный знак. "Аль-Каида" использует его, чтобы отличаться от других террористических групп.
- И, по вашему мнению, эта дата не имеет какого-то особого значения, символического или религиозного?
- Нет. 11-е число - это не дата рождения пророка, это не особая годовщина и не религиозный праздник. Группа, атаковавшая Соединенные Штаты в 2001 году, выбрала 11 сентября по чистой случайности, и с тех пор этот день стал своего рода отсылкой, "цитатой" для тех, кто продолжает подкладывать бомбы. Когда у них появляется возможность, они их взрывают именно в этот день. Это является составной частью маркетинга террора: для них это привычка наносить удары в этот день. Но это не означает, что не надо быть начеку 10-го, 12-го или 13-го числа каждого месяца.
- Мы можем сказать, что наносить удары 11-го числа все равно что поставить авторскую подпись под совершенным терактом?
- Несомненно. Посмотрите, террористы "Аль-Каиды" перестали быть ремесленниками или дилетантами. Они за эти годы стали профессионалами или, если хотите, инженерами зла, способными мастерски использовать любые современные технологии.
- Профессионалы способны нанести удар практически повсюду. Будь то в Соединенных Штатах, Европе или Азии.
- Это так, и все из-за их мании величия. Цель "Аль-Каиды" - продемонстрировать свою вездесущность.
- В том числе и в Магрибе?
- Этот регион является для них вожделенным, но им не удается туда проникнуть. Особенно в Марокко, где на высоте народная бдительность, которая уже помешала им закрепиться в этой стране и создать достаточно разветвленную сеть. В Тунисе им мешает присутствие довольно сильной полиции.
- Но в Алжире "Аль-Каида", кажется, очень сильна?
- Здесь другая обстановка. Страна пережила 15-летнюю гражданскую войну, в ходе которой терроризм пустил в ней свои корни. Это еще очень хрупкая страна, в которой еще не до конца утвердилось межнациональное примирение. Страна пока не сумела достичь стандартов безопасности, необходимых для гражданского сосуществования. Не будем забывать, что магрибским филиалом "Аль-Каиды" был провозглашен именно Алжир. И это стало победой для ближневосточного подразделения этой организации.
- Но теракты в Мадриде, которые в 2004 году привели к гибели 191 человека, были организованы и осуществлены марокканскими террористами.
- Да, но это были марокканцы, нелегально проживавшие в Испании. И потом, "Аль-Каида" совсем как многонациональная корпорация, которая не может контролировать все, что производит. Если модель однажды создана, для ее реализации требуется всего лишь найти нужное финансирование.
- Помимо марки 11-го числа в терактах, совершенных в Алжире, какие другие признаки указывают на "Аль-Каиду" как на вероятного виновника?
- Понятно, что речь может идти как о терактах, совершенных алжирцами, так и о плане, разработанном "Аль-Каидой" по дестабилизации остановки в стране. Однако тот факт, что удар был нанесен с такой жестокостью и в таких важных символических местах, позволяет высказать предположение о том, что верной является скорее вторая версия.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях