Panorama | 12 февраля 2002 г.
Паранджа, секс и насилие
Бруно Крими
Талибов больше нет. Но для афганских женщин мало что изменилось. Лишь некоторые из них сняли чадру, возобновили учебу и вновь пошли на работу. Однако физическое и психологическое насилие по-прежнему заставляет страдать жительниц Афганистана. Для некоторых из них единственным выходом из положения стала проституция.
В Кабуле, в районе Хашукан-о-Харифан, есть бордель. В нем работают две молодые женщины, одной из них - около 20 лет, другой - 30. У них мало клиентов, мало денег. Для обычного обслуживания установлен тариф в 200 тысяч афганей или 7 долларов, на которые можно купить 15 хлебных лепешек. А за дополнительные услуги, оказанные клиенту, оплата может возрасти до 10 долларов, но не более. Сафина (имя вымышленное) поясняет: ?Сейчас очень большая конкуренция. Еще три месяца назад, во время правления талибов, в городе было 25-30 публичных домов. Как и во времена правления моджахедов, и еще раньше, во время советской оккупации. Упорные учащиеся медресе, как они любили себя называть, несмотря на то, что большинство из них были неграмотными, наказывали на улицах женщин, если у них из-под одежды были видны щиколотки или если они носили туфли на каблуках. В тоже время, талибы были самыми частыми посетителями борделей. Они приходили, получали то, что хотели, и не платили. Таким же образом поступала и их полиция.
Сафина рассказывает, что при правительстве талибов следовало быть ?очень осторожными?, потому что религиозная полиция всегда оставалась на чеку. За проституцию можно было поплатиться жизнью. ?Правда, после ареста женщины всегда можно было подкупить судью. На самом деле, за шесть лет было казнено лишь несколько проституток. Но в любом случае, условия работы были очень тяжелыми. На одном и том же месте можно было оставаться в течение месяца или двух. Приходилось бояться даже соседей?.
По словам Сафины, после поражения талибов в Кабуле осталось ?всего пять или шесть публичных домов?. Женщины, работавшие в других домах, начали работать ?самостоятельно?. Именно об этой конкуренции говорила в начале Сафина. В действительности, за этой конкуренцией скрывается одна из многих афганских трагедий последней четверти века. Стоит вернуться ко временам советской оккупации, чтобы понять, как развивалась проституция в Афганистане. В ту эпоху проституция была следствием пребывания иностранной армии и многочисленных советских чиновников, семьи которых оставались на родине. Проституток, также как и борделей, было очень много. "Khad", афганский аналог советского КГБ, решил контролировать данный вопрос, для чего и было создано специальное 7-е управление. Вспоминая сегодня этот период и Семерку, рассказывают об оргиях, наркотиках, шантажах и киносъемках. Это была "нормальная" проституция, которой занимались девушки, добровольно избравшие эту профессию. Хотя каждая из них, по данным расследования, проведенного Революционной Ассоциацией Женщин Афганистана, и называла себя жертвой насилия или шантажа. Опеки не стало, но ?дома? продолжали существовать. Неофициально, конечно. Но всем было известно, что Кала-э-Забан Кан, Таимани, Куль-эль-Абшакан были ?горячими? кварталами столицы. Сегодня ситуация резко изменилась. Сорайя Парлика, президент Женской Ассоциации, организации по защите прав женщин, говорит: ?В настоящее время, проституцией занимаются по необходимости?. Зургуна Хашеми, представитель Революционной Ассоциации в Кабуле, уточняет: ?В столице становится все больше женщин, продающих себя. От 3 до 5 тысяч. Почти все они - жертвы войны, экономической катастрофы, насилия, которому подверглись большинство из них?.
Кабул: число жителей увеличилось за счет беженцев с 750 тысяч человек до 1 миллиона. В столице 30 тысяч вдов, 100 тысяч сирот. И неизвестное число, но очень большое, приблизительно одна тысяча женщин, ставших жертвами сексуального насилия со стороны всех завоевателей столицы, начиная от людей Амед Шаха Масуда, боевиков Гульбиддина Хекматияра и заканчивая талибами. К счастью, захват Кабула войсками Северного альянса не привел к тем же последствиям. ?Возможно, по причине присутствия иностранных журналистов?, - говорит Зургуна Хашеми. Наконец, есть женщины, похищенные для так называемых временных браков. Афганское общество, как и в большинстве других мусульманских стран, отвергает женщину, подвергшуюся насилию. И даже будучи жертвой, иногда она признается виновной. Такие девушки лишаются любой перспективы выйти замуж, вести нормальную жизнь. Для того, чтобы выжить, многие не находят ничего лучшего, как проституция. Другие решают свести счеты с жизнью.
И как же занимаются проституцией в Кабуле? Обычно двумя способами. Есть способы ?низкий? и ?высокий?. Первый способ самый тяжелый. На самом деле, проститутка - нищенка. Она идет по улицам в парандже. Она просит подаяние у афганцев и ?бакшиш? у иностранцев. Если ее хождение ни к чему не приводит, она направляется в коммерческие районы города, прежде всего, на базар на берегу реки. Или на другие рынки. В каждой лавке имеется задняя комната или чердак, где при желании, но, конечно не в самых идеальных условиях, можно заняться сексом. Женщина, прежде всего, предлагает услуги мелким торговцам. В большинстве случаев, два или три доллара. Когда она собирает достаточно денег для покупки еды для себя и своих детей, она уходит. Подобная практика является свидетельством ужасающей нищеты и убожества.
?Высокий? способ - проституция в борделе, в ужасающих санитарно-гигиенических условиях. Нейлоновые покрывала на кроватях, очень часто - отсутствие воды, никаких профилактических средств. По данным "Красного Полумесяца" и "Врачей без границ", в Кабуле со ужасающими темпами распространяется СПИД. Но никакой статистики по данному вопросу никогда не велось. Другим ?высоким? способом стали дамские салоны, число которых, с момента освобождения Кабула от режима талибов, постоянно растет. Продавщицы без паранджи за занавеской в витрине магазина, на самом деле, проститутки, ожидающие клиентов.
На улицах в Кабуле никто не ходит без паранджи. Более того: ?присутствие талибов, их безумное отношение к женщинам, в действительности, еще больше укрепили мужской менталитет афганцев. Его также можно назвать резко антифеминистским?, - говорит Сораия Парлика. ?Это привело к тому, что даже те 20-25% женщин, не носивших паранджу до прихода к власти талибов, в настоящее время испытывают трудности с ношением нормальной одежды?. Шафика Моабер, которая в эпоху талибов нелегально обучала девочек школьной программе говорит: ?Женщины не носившие паранджу до прихода талибов, были работающими женщинами: служащими, преподавателями медсестрами, врачами. Они же, после того, как вновь пошли на работу, теперь снимают паранджу только в своих офисах или на рабочих местах. Но никогда на улице?.
Журналисты, сотрудники международных организаций после освобождения Кабула думали, что у женщин начнется другая жизнь. Неправильный расчет? Была ли ошибочной кампания, которую на протяжении многих лет вели представительницы женских организаций, обвинявших талибов в том, что они заставляют женщин носить паранджу? Парлика не отвечает. Но покачивает головой, как бы говоря : ?Возможно?. На протяжении веков афганские женщины, прежде всего, пуштунские, в меньшей степени, таджикские, и в еще меньшей степени, хазарейские, носили чадру. Это традиция - укоренившаяся в менталитете. Доказательство? В Пакистане, в "North west frontier province", большинство населения которой составляют пуштуны, практически все женщины носят паранджу, хотя никто их не заставляет.
Беназир Бхутто, экс-премьер-министр Пакистана, находящаяся в изгнании, образованная женщина, учившаяся в Лондоне и в Америке, когда посещала свои владения в этой провинции, одевала паранджу. Это одеяние, навязанное женщинам, которые раньше не носили паранджи и представлявшие незначительное меньшинство, сконцентрированное, в основном, в городах, стало символом порабощения женщин талибами. ?Настоящей проблемой для женщин, - говорит Шафика Моабер, - была невозможность для девочек учиться, для женщин - работать и заниматься собой. Проблема паранджи, на самом деле, второстепенный вопрос?.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях