Libération | 12 февраля 2004 г.
Частные детективы в поисках кодекса профессиональной этики
Дидье Арно
Они хотят сменить имидж, избавить его от черт "карикатурности". И придать своей деятельности положительный моральный облик. Не все из них носят усы и черные очки. Они не прячут фляжку с виски в своем письменном столе. Они не носят прическу а-ля Нестор Бурма. Не работают со сварливой помощницей. Впрочем, некоторые из них носят шляпу и белый шарф. Как правило, эти люди предпочитают темный или серый костюм и хорошие ботинки. Большинство носит галстуки. Встречаясь друг с другом, они не выключают мобильных телефонов: мол, беседа - беседой, а дела продолжаются. Это не только "старики" - бывшие жандармы или полицейские, нашедшие новое занятие. Некоторым из них лишь недавно перевалило за тридцать. А в 2500-2800 частных сыскных агентствах работает все больше женщин.
Профессионалы. Целых два дня заседал в Париже 9-й конгресс детективов Франции, в котором участвовало около ста "сыскных агентов". Повестка дня? Подготовка новых кадров, разумеется. А еще - "профессиональная этика". Этика? Что же, им действительно не хватает "уважения" общества. Обращаясь к участникам съезда, член Международного академии прав человека Марк Ажи сказал: "Вы, конечно, знаете, что к вашей профессии люди относятся не очень хорошо. Если вы покажете общественности, что вас заботят вопросы этики, это заставит всех пересмотреть отношение к вашему ремеслу". В зале раздались аплодисменты.
По словам одного из сыщиков-профессионалов, какой-то судья в разговоре сказал ему: "Вы с вашим образованием вполне могли бы стать адвокатом!" И действительно, на допросах свидетелей, дающих показания в пользу ответчика, судьи не любят частных сыщиков, так как те "иногда указывают им на их ошибки".
Их мало знают. Их имидж представляет собой набор стереотипов, о которых охотно говорят сами профессионалы. "Вы думаете о частном детективе только тогда, когда вам изменяет жена", - говорит один из них. - "А мы вытаскиваем из тюрьмы людей, отсидевших три года из-за судебной ошибки", - добавляет другой. "Существует миф о детективе, всегда работающем на грани закона, - вмешивается в разговор 24-летняя Люси. - У публики сложилось впечатление, что мы ищем информацию там, где ее невозможно найти. Но мы знаем, как ее найти, оставаясь в рамках законности".
Во Франции об этой профессии вообще мало что известно. "Люди не знают, в чем заключается ее социальная роль", - говорит Роже-Марк Моро, пресс-секретарь Межпрофессиональной комиссии сыщиков. "Поскольку расследование часто проводится тайно, люди не представляют, какими возможностями мы располагаем. Это делает еще более плотной завесу тайны", - говорит 30-летний детектив Марк. Чем они занимаются? Собирают улики, ищут пропавших без вести людей, улаживают проблемы с сиделками для детей и выплатой алиментов, а "заодно" помогают оформить развод.
Они хотят убедить других в своем желании изменить если не характер своей деятельности, то по крайней мере ее имидж. "Мы - новое поколение, мы хотим работать лучше", - говорит Люси.
Новое поколение? Наташа никогда не работала ни в жандармерии, ни в полиции. Это молодая, хорошо одетая женщина с дипломом специалиста по частному праву. Она говорит своему старшему коллеге Жан-Полю: "Мы можем заразить вас любовью к новейшим технологиям, а вы в обмен можете поделиться с нами своим опытом".
Гильдия. Каким будет этот сыщик новой формации? Станет ли он безупречным? Марк Ажи сказал участникам конгресса: "Вы должны сказать: мы будем себя контролировать. Вы должны следовать внутренним правилам и быть в мире с собственной совестью". Кто-то из зала выкрикнул: "Нужно быть достойным этой профессии!"
Во Франции совсем недавно была создана гильдия детективов, которая намерена привнести в эту профессию дух морали. Специальной комиссии, в которую войдут "лучшие из сыщиков", также представители гражданского общества, предстоит к концу этого года выработать кодекс и хартию профессиональной этики. "Это позволит избежать появления в нашей профессии паршивых овец", - сказал один из детективов. И добавил, что на самом деле таковых в ней "немного".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях