InoPressa: тема дня | 12 февраля 2007 г.
Речь Путина в Мюнхене: возвращение старого доброго русского пугала
Обзор прессы
В понедельник западные СМИ комментируют выступление российского президента Владимира Путина на конференции в Мюнхене.
Британская The Times в статье "Ледяная критика со стороны Путина - намек на новую холодную войну" пишет о том, что Путин в чрезвычайно грубых и недипломатичных выражениях заявил, что США "перешагнули свои национальные границы во всех сферах", спровоцировали новую гонку ядерных вооружений и агрессивной политикой дестабилизировали ситуацию на Ближнем Востоке.
Это была не просто уже знакомая, пусть и откровенная критика проступков администрации Буша. Выступая перед слушателями, в числе которых были европейские лидеры и немецкий канцлер Ангела Меркель, а также американцы, Путин подверг нападкам НАТО. Он заявил, что включение бывших просоветских государств в Североатлантический альянс дестабилизирует ситуацию в Европе и угрожает России. "Против кого это расширение?" - задал он вопрос. Последний раз международное сообщество сталкивалось с подобной агрессией со стороны московского лидера в 1960 году, когда Никита Хрущев стучал ботинком по столу на заседании ООН.
Речь Путина в Германии, произнесенная всего через несколько минут после того, как канцлер Меркель тепло оценила дипломатические отношения между Европой и США, стала нарушением обычных дипломатических протоколов. Однако она не была простой грубостью. Мюнхенская конференция, наиболее значимый ежегодный трансатлантический форум по безопасности, берет свое начало из самых темных дней холодной войны, пишет газета.
Канцлер Меркель жила в советские времена в Восточной Европе - в 1980-е годы она была гражданкой Восточной Германии - и не питает иллюзий по поводу политических взглядов бывшего агента КГБ Путина. Однако ни она, ни ее советники не могли представить, что российский лидер столь откровенно пойдет в наступление, в то время как она старается улучшить отношения между европейскими странами. Тон Путина вызвал у них недоумение. Представители США полагают, что эта речь была предназначена показать, что Россия вновь стала агрессивной мировой державой после долгого периода упадка и унижений, пережитых после холодной войны.
В этом году европейцы увидели нового злодея, и одновременно это напомнило им, что при всех своих промахах Америка, в конце концов, не самая опасная страна на свете, указывает газета.
The Financial Times в статье "Российский лидер подтверждает давние расхождения внутри НАТО" пишет о том, что, возможно, Путин знал, что ежегодная конференция по безопасности в Мюнхене - это место, где европейцы и американцы всегда публично ссорятся по поводу того, кто виноват в противоречиях внутри Североатлантического альянса. А может быть, он чувствовал себя Даниилом в логове львов, и ему было все равно, обидел ли он кого-нибудь, пишет газета.
Что бы ни подвигло его на это, российский президент вызвал ожесточенные споры своим первым визитом на Мюнхенскую конференцию, где вот уже 43 года собираются сливки атлантического руководства. Сначала он обругал США за то, что они действуют без оглядки на других и не уважают международное право. Затем он переключился на европейцев - особенно на немецких хозяев конференции - которых раскритиковал за то, что НАТО расширяется и действует за пределами традиционных границ.
Но если Путин и намеревался углубить раскол в НАТО, его агрессивное выступление привело к противоположному эффекту. Впервые почти за десятилетие высокопоставленные политики, дипломаты и министры обороны 26 стран НАТО сумели сомкнуть ряды перед лицом общего врага. Фактически появление старого доброго русского пугала, с которым можно бороться, принесло облегчение. Если бы Путин разыгрывал свои карты более хитро, он мог бы достичь нужного эффекта. Многие аспекты, которые он критиковал, не нравятся и самим европейцам: не в последнюю очередь это касается нестабильности однополярного мира, считает газета.
Бесспорно, между США и их ближайшими союзниками существуют серьезные расхождения. Особенно остро они проявились во время войны в Ираке, хотя зародились гораздо раньше. Американцы и европейцы расходятся по вопросам о том, зачем нужно НАТО, следует ли альянсу становиться глобальными и как укреплять его военную мощь.
The Washington Post в статье "На форуме Путин разнес американскую политику" пишет, что российский президент озвучил, вероятно, самую острую критику в адрес США с момента своего прихода к власти семь лет назад. В субботу он заявил, что односторонний милитаристский подход Вашингтона сделал мир более опасным, чем во времена холодной войны.
"Соединенные Штаты во всех отношениях перешли границы. Никто не чувствует себя в безопасности, потому что никто не может спрятаться за международным правом как за каменной стеной", - сказал Путин.
Российский президент призвал Запад перестать подталкивать Россию к большей демократичности и большему уважению прав человека. "Россию, нас - постоянно учат демократии. Но те, кто нас учат, сами почему-то учиться не очень хотят", - сказал он.
Путин завершил свою критику мироустройства, сложившегося после холодной войны, тем, что набросился на западное понимание международных отношений. Безопасность и процветание, сказал он, должны быть "не только для избранных, а для всех".
Во время 32-минутного выступления Путина несколько членов американской делегации хмурились или отводили глаза. Профессиональный советолог Гейтс разглядывал свои записи. Когда его попросили прокомментировать выступление, Гейтс улыбнулся и отрицательно покачал головой.
После выступления Путин отвечал на вопросы аудитории, уточняя некоторые пункты, но не отступая ни по одному из них. Объясняя, почему он считает, что сегодня мир опаснее, чем во время холодной войны, он сказал, что тогда "это был хрупкий мир, конечно, и страшноватый. Но он был достаточно надежным, как выясняется сегодня. Сегодня он, оказывается, и не такой уж надежный".
Лишь однажды он предложил мир, назвал Буша своим другом. "Он порядочный человек, я знаю, что на него там всех собак сегодня могут повесить", - сказал Путин.
Некоторые европейские дипломаты, говоря на условиях анонимности, выразили мнение, что его атака на Соединенные Штаты является превентивной мерой, с тем чтобы отвести от России критику, которая назрела в европейских столицах. Помимо продолжающегося наступления на правозащитные группы и политических оппонентов, Россия восстановила против себя некоторые круги в Европе тем, что использовала энергоносители в качестве инструмента внешней политики, считает газета.
Французская Liberation в статье "Путин - рупор антиамериканизма" указывает на то, что российский президент Владимир Путин позволил себе новую серию нападок на США и НАТО, заставивших содрогнуться так называемый атлантический круг.
В России, где уже давно привыкли к выпадам Путина против американского "товарища волка", эта речь была воспринята как логическое продолжение новой, все более требовательной дипломатии. Начавший в это воскресенье новое турне на Ближний Восток, в ходе которого он посетит Саудовскую Аравию, Катар и Иорданию, Путин пытается сделать из России "великую державу", и это заявление, видимо, также должно привести к столкновению с великим американским жандармом.
Der Tagesspiegel замечает: Запад и, прежде всего, Вашингтон как его ведущая сила, очевидно, имеет с Владимиром Путиным те же коммуникативные проблемы, как когда-то с лидером моджахедов Гульбеддином Хекматиаром. Тот после вступления Москвы в Афганистан получил от США оружие, деньги и слова утешения, однако четко дал понять своему западному благодетелю, что ставит его на одну доску с советскими оккупантами. Тогда об этом никто не хотел даже слышать - сегодня последствия расхлебывает НАТО.
В субботней речи Путина наблюдатели с самого начала могли увидеть обоснования особого российского пути к демократии и правовому государству. Если они того хотели. Но большинство не захотело. Неологизмы вроде "управляемой демократии" или "вертикали власти" всегда снисходительно оправдывались вкусовыми предпочтениями нации, которая никогда не знала демократических традиций. В остальном Запад культивировал мечту, что Россия когда-нибудь войдет в клуб цивилизованных народов, - не в последнюю очередь это нужно затем, чтобы оправдать в глазах собственного населения зависимость от российских поставок энергоносителей и инвестиции западных концернов в российскую экономику.
На Мюнхенской конференции по безопасности сам Путин сорвал с глаз Запада повязку, которая постоянно мешает ему воспринимать Россию такой, какая она есть на самом деле: вновь окрепшая авторитарная великая держава, которая использует относительную внутреннюю стабильность и рекордные цены на нефть и газ для внешнеполитического наступления, пишет газета.
The International Herald Tribune считает, что "Европа и США по-разному понимают выступление Путина".
Франсуа Хейсбург, президент парижского Международного института стратегических исследований, заявил, что Путин своими нападками мстит США за распад СССР в 1991 году. "Тогда статус России снизился, - сказал Хейсбург. - Россия должна была мириться с расширением НАТО в страны Восточной Европы. России казалось, что США злоупотребляют своим положением как самой сильной державы после распада СССР. Теперь мы видим Путина и Россию, которую интересует исключительно сила. Никаких общих ценностей. Грубая сила. Речь идет о возвращении статуса".
Но делегаты высоко отозвались о нем по другим причинам. "Он хорошо сказал об Иране, - заявил Руперт Поленц, председатель комитета по международным делам в бундестаге, нижней палате парламента Германии. - И многие согласились бы с Путиным в его недовольстве планами США развернуть щит противоракетной обороны в Польше и Чехии".
Die Welt указывает, что на мюнхенской конференции по безопасности был один момент во время выступления Владимира Путина, когда мотивы его обличительных речей в адрес США стали почти очевидными.
"Кому это понравится?" - тихо, с задумчивым выражением лица спросил президент после того, как обвинил Вашингтон в том, что тот перешел границы во всех отношениях, навязывая при этом свою правовую систему другим государствам. Вот Путину это совсем не нравится, и он повторил свой риторический вопрос: "Кому это понравится?". Могло даже показаться, что он ждет от зала громкого ответа: "Никому!".
Такими очевидными, как в этот момент, намерения Путина не были, пожалуй, за все время его президентства. Нам не нравится то, чем вы там занимаетесь, дал он понять американцам и НАТО. Путин, типичный представитель русского народа, которому в последние годы пришлось многое пережить, но который склонен к принятию фатально неверных решений и к жалости к самому себе, захотел расставить вехи. "Хватит!" - именно так звучит послание Москвы, которая считает, что ее притесняют со всех сторон, и не хочет больше этого терпеть. Путин не хочет новой холодной войны, но, по всей видимости, готов рискнуть, если с точки зрения Москвы другого пути не будет. Однако виновата будет, конечно, противная сторона.
Жесткое выступление российского президента в Мюнхене во временном отношении было ловко соотнесено с визитом к потенциальным союзникам. Непосредственно перед турне в три арабских государства в интервью телеканалу Al-Jazeera он обвинил США в том, что в результате вторжения американцев в Ирак погибло больше людей, чем при диктаторе Саддаме Хусейне. Подобные антиамериканские мотивы пришлись по вкусу в арабском мире, с которым у России складываются хорошие, даже очень хорошие отношения, как в эти дни подметил шеф Кремля.
Арабы с благосклонностью отметили, что православные христиане во время скандала вокруг карикатур на пророка Мухаммеда в начале 2006 года были однозначно на стороне ислама. Что же касается демократических свобод, в том числе свободы слова, для обеих религий это, самое большее, добродетели второго ранга. Отторжение духовного влияния извне в России становится практически таким же приоритетом, как и в исламском мире. Ислам, как недавно заявил под гром аплодисментов патриарх Алексий II, ближе стоит к православной церкви, чем католицизм.
Целью визитов Путина в Саудовскую Аравию, Катар и Иорданию является более тесное сближение с арабским миром, а также демонстрация возвращения Москвы на международную политическую арену. Ближний Восток кажется российскому президенту подходящей для этого территорией, кроме того, он теперь тоже окутан шармом сырьевого богатства. Альянс с нефте- и газодобывающими режимами шейхов и королей на фоне растущего дистанцирования от Запада может серьезно повлиять на расстановку сил в мире. И вряд ли Владимир Путин не задумывался над этим, пишет газета.
Итальянская La Stampa в статье "Путин объявил холодную войну Америке" пишет о том, что в Мюнхене было произнесено слово "конец" в отношении нормализации после завершения холодной войны.
The New York Times пишет о том, что министр обороны "Гейтс возражает против критики Путина в адрес США". "Одной холодной войны было вполне достаточно", - сказал Гейтс.
Глава Пентагона выбрал для наиболее полного ответа Вашингтона язык "бархатной перчатки", вместо языка "железной руки". Подобно Путину, он неоднократно упоминал холодную войну. "Как ветеран холодной войны, во время одного из вчерашних выступлений я почти испытал ностальгию по менее сложным временам, - сказал он. - Почти".
"И, наверное, у бывалых шпионов, есть привычка рубить сплеча, - сказал Гейтс. - Но я прошел переподготовку в виде четырехлетней работы в должности президента университета, где мне пришлось иметь дело с преподавательским составом". Его слова вызвали смех и аплодисменты, пишет газета.
Наиболее резкий его ответ Путину был облечен в мягкую форму. "Россия - наш партнер во многих начинаниях, - сказал Гейтс, - но у нас тоже вызывают удивление некоторые политические решения России, которые противоречат интересам международной стабильности, в частности передача оружия и использование энергетических ресурсов в качестве инструментов политического давления".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях