The Washington Post | 12 февраля 2007 г.
На форуме Путин разнес американскую политику
Томас Рикс и Крег Уитлок
Белый дом называет обвинения "неправомерными"
Российский президент Владимир Путин озвучил, вероятно, самую острую критику в адрес Соединенных Штатов с момента своего прихода к власти семь лет назад. В субботу он заявил, что односторонний милитаристский подход Вашингтона сделал мир более опасным, чем во времена холодной войны.
"Соединенные Штаты во всех отношениях перешли границы, - сказал он, обращаясь к ежегодной международной конференции по безопасности в Мюнхене, Германия. - Никто не чувствует себя в безопасности, потому что никто не может спрятаться за международным правом как за каменной стеной".
Путин раскритиковал расширение НАТО, сказав, что размещение альянсом вооруженных сил на границах России снижает "уровень взаимного доверия". Он сказал, что желание США разместить противоракетные системы в Восточной Европе приведет к дальнейшему нарушению международного баланса сил и придаст смелости США в их внешнеполитических решениях.
Российский президент выступил в защиту российской продажи оружия Ирану, объявив это одним из способов поддержки ближневосточной державы, которая испытывает давление со стороны США и Европы с целью заставить ее отказаться от выполнения ядерной программы. Россия поставила Ирану системы противовоздушной обороны, поскольку, как сказал Путин, "мы не хотим, чтобы Иран чувствовал себя загнанным в угол".
На встрече присутствовали десятки министров иностранных дел и министров обороны, а также другие официальные лица, в том числе министр обороны США Роберт Гейтс и делегация американского конгресса. Иранский переговорщик по ядерным вопросам Али Лариджани также присутствовал в зале; он должен обратиться к конференции в воскресенье, после выступления Гейтса.
"Удивлены и разочарованы"
Несколько присутствовавших в зале американских политиков резко осудили замечания Путина, которые, по словам специалистов по России, были по обыкновению безапелляционными, но отличались необычной враждебностью по отношению к Соединенным Штатам.
Белый дом также отреагировал довольно резко. "Мы удивлены и разочарованы высказываниями президента Путина, - говорится в заявлении пресс-секретаря Гордона Джондроу. - Его обвинения являются неправомерными. Мы рассчитываем на продолжение сотрудничества с Россией в областях, важных для всего международного сообщества, таких, как борьба с терроризмом, уменьшение зоны распространения оружия массового поражения и снижение угрозы, создаваемой этим оружием".
Совсем недавно высшие чиновники администрации Буша встречались в Вашингтоне с Гарри Каспаровым - бывшим шахматным гроссмейстером, который стал ведущей фигурой в оттесненной на обочину российской политической оппозиции. Каспаров сказал, что предостерег официальных лиц от того, чтобы учить Россию демократии, поскольку это может быть контрпродуктивно, но посоветовал им не делать вид, что Путин является одним из них. "Вот почему я говорю - не вмешивайтесь, просто не поддерживайте Путина", - сказал Каспаров.
Путин пожаловался на то, что американская критика его отката в области демократии исходит из ментальности холодной войны, и сказал, что он давно уже выступал против американской операции в Ираке.
Российский президент призвал Запад перестать подталкивать Россию к большей демократичности и большему уважению прав человека. "Россию, нас - постоянно учат демократии. Но те, кто нас учат, сами почему-то учиться не очень хотят", - сказал он.
Путин завершил свою критику мироустройства, сложившегося после холодной войны, тем, что набросился на западное понимание международных отношений. Безопасность и процветание, сказал он, должны быть "не только для избранных, а для всех".
Во время 32-минутного выступления Путина несколько членов американской делегации хмурились или отводили глаза. Профессиональный советолог Гейтс разглядывал свои записи. Когда его попросили прокомментировать выступление, Гейтс улыбнулся и отрицательно покачал головой.
Никаких уступок
После выступления Путин отвечал на вопросы аудитории, уточняя некоторые пункты, но не отступая ни по одному из них. Объясняя, почему он считает, что сегодня мир опаснее, чем во время холодной войны, он сказал, что тогда "это был хрупкий мир, конечно, и страшноватый. Но он был достаточно надежным, как выясняется сегодня. Сегодня он, оказывается, и не такой уж надежный".
Лишь однажды он предложил мир, назвал Буша своим другом. "Он порядочный человек, я знаю, что на него там всех собак сегодня могут повесить", - сказал Путин.
Путин намекнул на два эпизода за последние два года, когда Россия косвенно перекрывала поставки энергоносителей в Европу, настаивая на том, что действия России были нацелены исключительно на построение прозрачной рыночной системы экспорта энергоносителей, основанной на долгосрочных контрактах.
Некоторые европейские дипломаты, говоря на условиях анонимности, выразили мнение, что его атака на Соединенные Штаты является превентивной мерой, с тем чтобы отвести от России критику, которая назрела в европейских столицах. Помимо продолжающегося наступления на правозащитные группы и политических оппонентов, Россия восстановила против себя некоторые круги в Европе тем, что использовала энергоносители в качестве инструмента внешней политики.
Сенатор Джозеф Либерман заявил, что значительная часть выступления Путина представляла собой "риторику времен холодной войны" и что его замечания по поводу Ирана "возмутительны" и "провокационны".
Сенатор Линдси Грэм добавил: "Если вы рассчитываете, что Россия будет конструктивно вести себя по иранскому вопросу, забудьте об этом. Путин одной своей речью сделал больше для единения Европы и Америки, чем все, что мы могли бы сделать за десять лет", - считает Грэм, имея в виду трения в связи с войной в Ираке.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях