The Washington Post | 12 января 2004 г.
Супруги, связанные с врагами Путина, сопротивляются депортации
Дуглас Фарах
За неделю до Рождества агенты управления внутренней безопасности вытащили хорошо одетую российскую пару из машины у пункта сбора пошлин на границе с Канадой, где супруги надеялись получить политическое убежище. На них надели наручники и самолетом отправили в Вашингтон, откуда собирались депортировать в Россию, где их обвиняют в присвоении миллионов долларов.
Александр Конаныхин и его жена Елена Грачева утверждали, что в России их жизнь подвергается опасности. Но американские чиновники не вняли мольбам, и пару самолетом отправили из Вашингтона в Нью-Йорк для депортации. 22 декабря, за несколько минут до того, как их должны были посадить в самолет, вылетающий в Москву, сопровождающие агенты получили срочный телефонный звонок: федеральный судья приказал приостановить депортацию.
В настоящее время Конаныхин находится в тюрьме в Арлингтоне, где ждет нового поворота в своем десятилетнем путешествии по дебрям американской судебной системы. Его жену освободили 24 декабря.
С момента прибытия с женой в США в 1993 году жизнь бросает Конаныхина из крайности в крайность. Он был успешным интернет-банкиром с квартирой в Уотергейте и машинами BMW для себя и жены, арестантом, политическим беженцем, снова успешным бизнесменом, а теперь опять превратился в арестанта, ожидающего депортации.
На этом пути он зарабатывал и терял миллионы долларов, попадал в поле зрения следователей ЦРУ и ФБР, а также российской военной прокуратуры и даже убийцы, посланного русской мафией, как явствует из свидетельских показаний, данных в суде. В какой-то момент иммиграционного процесса судья в раздражении воздел руки к небу и заявил, что во всем этом деле "столько натяжек, что оно вполне могло бы быть романом Тома Клэнси".
Конаныхин дружен с противниками президента Владимира Путина и утверждает, что американское правительство, продолжая процедуру депортации, помогает Путину подавлять оппозицию. Американские власти отрицают политическую подоплеку дела.
Нынешний эпизод его дела начался 20 ноября, когда апелляционный комитет министерства юстиции счел, что этот человек не рискует подвергнуться политическим преследованиям, если его отправить в Россию в ответ на давний запрос правительства.
Гаррисон Куртни, пресс-секретарь управления внутренней безопасности, заявил, что после этого агенты начали искать Конаныхина и обнаружили, что он "исчез с места своего жительства, и это свидетельствовало о том, что он, возможно, бежал". Смена места жительства без уведомления властей является нарушением соглашения, заключенного между правительством и Конаныхиным в 1997 году, добавил Куртни.
"Был официальный приказ о выдворении Конаныхина из США, и закон обязывает нас его выполнить, - сказал Куртни. - Мы подчиняемся закону".
Адвокат Конаныхина Майкл Маджо утверждает, что его клиент обязан извещать власти о перемене места жительства в течение 10 дней и этот срок еще не истек.
Представитель управления внутренней безопасности сообщил, что американские власти узнали о намерении Конаныхина добиваться политического убежища в Канаде от канадского правительства, которое, по соглашению с США, не может давать убежище тем, кому отказали в США.
В письменных показаниях, данных под присягой, Конаныхин и Грачева сообщили, что направлялись к Мосту мира - пограничному пункту в Буффало, штат Нью-Йорк, когда агенты внутренней безопасности в масках вытащили их из машины. По их словам, агентов было более десятка.
Куртни заявил, что чрезмерные силы не применялись, агентов было всего четверо, масок не было ни на одном их них. Он добавил, что агенты надевают маски "только в чрезвычайных обстоятельствах, а в данном случае ничего экстраординарного не было".
Маджо заявил, что арест является нарушением соглашения, заключенного его клиентом с правительством, которое позволяет ему оставаться в США в режиме условно-досрочного освобождения и работать "впредь до принятия окончательного решения по его делу об иммиграции".
"Я никогда не видел ничего подобного, - сказал Маджо. - Мой клиент всего лишь хотел покинуть США, чего и хотят от него власти. Так зачем же правительство тратит огромные усилия на то, чтобы ему помешать, в момент, когда страна живет в состоянии повышенной угрозы терактов. Это почти по-советски".
Депортацию в Москву в последний момент остановил судья окружного суда в Александрии. На срочных слушаниях 22 декабря он заявил, что "не видит смысла в зловещей поспешности, с какой истца и его жену выдворяют из страны".
Грачева заявила, что управление внутренней безопасности начало "личную вендетту" против нее и ее мужа. "Над нами все время как будто висит смертный приговор, - сказала она. - Нет сомнений в том, что, как только мы вернемся, Алекса будут пытать и убьют. Там не осталось никого, кто мог бы выступить в нашу защиту".
Десять лет назад Конаныхин, одаренный студент Московского физико-технического института, был одним из молодых предпринимателей, сколотивших состояние на распродаже государственных активов после распада советской сверхдержавы. По его собственным словам, к 25 годам он стал мультимиллионером, жил в роскоши и принадлежал к близкому окружению президента Бориса Ельцина.
В те дни Конаныхин сотрудничал с Михаилом Ходорковским, который в конце концов стал самым богатым человеком в России, крупным акционером огромной нефтяной компании ЮКОС.
Роскошная жизнь Конаныхина в России кончилась в начале 90-х, когда он поссорился со своими деловыми партнерами. В 1993 году российские правоохранительные органы обвинили его в присвоении миллионов долларов. В ответ он заявил, что его преследуют за разоблачение коррупции в России и за то, что он помешал украсть миллионы.
В конце 1993 года Конаныхин и его жена приехали в Вашингтон. Он привлек внимание американских и британских властей, когда создал European Union Bank, интернет-банк на Карибских островах, который, по словам американских и британских следователей, помогал незаконно выводить из России миллионы долларов.
Конаныхин утверждает, что не делал ничего незаконного и пытался создать легитимный офшорный банк. Самую большую поддержку этому предприятию оказал Ходорковский.
ЦРУ заинтересовалось Конаныхиным, получив сообщения о том, что он является участником схемы по покупке гражданства для нескольких десятков россиян в странах Латинской Америки, что являлось частью плана по инвестированию 1 млрд долларов в российские ценные бумаги.
В июне 1996 года его арестовали в Уотергейте и предъявили обвинение в иммиграционном мошенничестве. Российское правительство потребовало его экстрадиции, заявив, что он присвоил 8,1 млн долларов.
Но в феврале 1999 Конаныхин получил политическое убежище, отчасти благодаря показаниям агента ФБР, который заявил, что русская банда в Нью-Йорке заказала его убийство. Он переехал в Нью-Йорк и создал компанию интернет-рекламы KMGI Studios. Правительство США подало апелляцию на решение о предоставлении ему убежища и 20 ноября выиграло дело.
В электронном послании, отправленном перед арестом, Конаныхин писал, что считает приказ о своей депортации связанным с арестом в России его старого друга Ходорковского.
"Путин пытается уничтожить не только Ходорковского, но и его команду. Многих его партнеров и вице-президентов посадили по ложным обвинениям. Я был и партнером, и вице-президентом, и то, что я получил это решение сейчас, после того как мы с женой прожили здесь 11 лет, через семь лет после начала моего иммиграционного дела, на мой взгляд, не просто совпадение".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях