The Independent | 12 января 2005 г.
1000 дней в аду
Роберт Веркалик
После трехлетнего заключения британцев должны освободить с Гуантанамо
Прошло больше тысячи дней после того, как сотрудники пакистанской спецслужбы ворвались в дом Моаззама Бегга и бросили его в багажник полицейской машины. Его перепуганная жена и трое детей беспомощно смотрели, как Бегга увозят среди ночи. Его отвезли на авиабазу в Баграм, недалеко от Кабула, а затем отправили на печально известную базу Гуантанамо.
Бывший студент юридического факультета и владелец книжного магазина из Бирмингема оказался среди сотен "боевиков" в кандалах и оранжевых тренировочных костюмах. Его держали в тюрьме без предъявления обвинений, суда и встреч с адвокатами.
Значительную часть времени он провел в одиночном заключении, где часто сказывались плохие погодные условия, а ему отказывали в предметах первой необходимости. Из его писем домой, и это подтверждают свидетельства бывших узников Гуантанамо, явствует, что Бегга, возможно, пытали американские военные, стремящиеся добиться от него признаний.
Вчера вечером забрезжила надежда на конец мучений: британское и американское правительства договорились об освобождении Бегга и еще трех британцев.
Министр иностранных дел Джек Стро заявил, что после "напряженных и сложных" дискуссий эти четверо вернутся в Британию, где их допросят. Но Беггу и его престарелому отцу Азмату, который вел неутомимую кампанию за освобождение сына, свобода достанется недешево.
Их воссоединение, вероятно, будет омрачено психологическими и физическими травмами, полученными за три года. Бегг, или заключенный JJEEH?00558, будет уже не тем человеком, который четыре года назад вместе с семьей покинул Бирмингем, чтобы помочь в обучении афганских детей.
Азмат Бегг заявил: "Я буду счастлив, я буду счастливейшим из людей. Но я опасаюсь за его психическое и физическое здоровье - он провел три года в одиночном заключении, не разговаривая с людьми. Я беспокоюсь, так как мне говорили, что даже после трех-четырех недель одиночного заключения люди сходят с ума".
Отец узника, банковский менеджер на пенсии, до сих пор вспоминает телефонный звонок сына, которого везли по Исламабаду в багажнике полицейской машины. "Я не могу перестать думать о том, как ужасно это было для него, как он обезумел от горя, когда его увезли от жены и детей, не сказав, куда везут".
Трехлетнее заключение Моаззама Бегга сказалось и на здоровье его отца, страдающего диабетом. 66-летний Азмат Бегг дважды обращался к врачам из-за проблем с сердцем, и, по их мнению, это связано со стрессом. В результате он страдает паралитическим спазмом.
Здоровье не помешало ему вести шумную кампанию за освобождение сына, включавшую в себя две поездки в Вашингтон, где он пытался убедить американцев в невиновности своего сына и несправедливости заключения.
Бегг учился на юридическом факультете Университета Вулверхэптона, но ушел со второго курса. Он женился на местной девушке и открыл книжный магазин в Бирмингеме, но ему казалось, что он должен сыграть свою роль в образовании детей в бедных странах. И он увез свою молодую семью в Афганистан, контролируемый талибами.
Его отец сказал: "Талибан не разрешал совместное обучение, и его жена хотела учить девочек, а он - мальчиков. Но у него начались проблемы с бюрократией талибов. В ожидании окончания проверок он уехал в отдаленный район строить артезианские колодцы".
Потом начались американские бомбардировки, и они бежали в Пакистан. В Исламабаде они ждали, когда смогут вернуться к преподаванию, но его арестовали и отправили на Гуантанамо.
Жена Бегга, его мачеха и трое братьев в ближайшие дни будут с нетерпением ждать, когда самолет британских ВВС доставит его домой. Но больше всего пострадали дети Бегга. "Старшая помнит день, когда полиция забрала ее отца, она до сих просыпается по ночам в слезах", - заявил Азмат Бегг.
В семье есть человечек, который никогда не видел отца. Ибрагиму Беггу почти три года, он родился вскоре после того, как его мать, 33-летняя Салли, вернулась в Британию.
Азмат Бегг добавил: "Он уже почти дорос до того, чтобы ему можно было рассказать историю его отца. Но такую историю можно рассказать не всякому ребенку".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях