Le Figaro | 12 января 2007 г.
Последний шанс Буша
Пьер Русселен
Объявив об отправке дополнительных войск в Багдад, Джордж Буш хотел показать, что у него есть средства если не радикально изменить ситуацию в Ираке, то хотя бы создать впечатление, что он не полностью выпустил из рук инициативу.
Новые 20 тыс. солдат не смогут значительно изменить ситуацию. Все это признают и считают, что новая стратегия Джорджа Буша неминуемо обречена на провал. Возможно, и так. Но ее цель не строго военная, а политическая. Она призвана выиграть время.
Поражение в Ираке столь масштабно, что у Белого дома не остается другого выбора. Объявить сегодня о выводе войск, пускай постепенном, как того требуют демократы, означало бы признать собственную беспомощность, признать все, сделанное до настоящего времени, напрасным.
Уход и оставление Ирака в сегодняшнем плачевном состоянии подорвали бы позиции Вашингтона в стратегически важном регионе, сыграли бы на руку Ирану, ввергли бы Средний Восток во всеобщую гражданскую войну шиитов и суннитов и, наконец, значительно ослабили бы положение США в мире.
С политической точки зрения, после унизительного поражения на ноябрьских выборах Белый дом и его сторонники-республиканцы не могли себе этого позволить, не поставив крест на выборах 2008 года. Джордж Буш долго размышлял, прежде чем устремиться в направлении, противоположном ожидаемому всего несколько недель назад.
Вместо отступления он объявил об увеличении численности войск. Усиление совершенно условное, учитывая недостаток резервов в американской армии, и ограниченное по времени, так как иракскому правительству предъявлен ультиматум. К ноябрю местные власти должны взять на себя полную ответственность за безопасность страны. Это открывает возможность последующего вывода американских войск к моменту начала президентской кампании.
Так как о победе нет речи, цели сведены к минимуму. Уже никто не говорит о "выполнении миссии" в Ираке, а всего лишь об обеспечении безопасности в столице.
Сделать это не так просто. Контроль над 5-миллионным городом, где перемешаны различные общины, где вовсю идет гражданская война, дорого обойдется американскому контингенту. С политической точки зрения, американской армии необходимо научиться маневрировать, чтобы заставить правительство Малики вступить наконец в борьбу с поддерживающими его шиитскими вооруженными формированиями и грозной "Армией Махди" Муктады ас-Садра.
Символическое значение битвы за Багдад чрезвычайно велико не только для Ирака, но и для всего региона, очень обеспокоенного тем, что арабская столица превратилась в заложницу конфронтации между шиитами и суннитами.
На протяжении шести месяцев у Джорджа Буша не было иракской стратегии. Он начинает эту битву вопреки скептицизму американского общественного мнения и конгресса. Это его последний шанс спасти свое президентство.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях