La Repubblica | 12 января 2007 г.
Анна Политковская: "Политика Путина совершенно антисоциальна"
Паоло Флорес д´Арсе
Итальянский корреспондент встречался и беседовал с журналисткой за год до ее убийства. Она рассказывала о российском капитализме, антисоциальной политике, ограничениях демократии, о коррупции. Данная статья написана от лица Анны Политковской на основе зафиксированных на диктофон бесед. Все упомянутые в тексте события актуальны на момент беседы
Неоднократно, особенно в этом году, Путин заявлял о том, что крах Советского Союза и советской системы стал для него личной трагедией. Но если по некоторым аспектам его политика копирует советский стиль, как, например, когда он укрепляет секретные службы, то по другим, таким как социальная политика, она явно отличается от советского стиля.
В отличие от советской эпохи, политика Путина совершенно антисоциальна. Это политика, которая заставляет людей отстраняться от государства, оплачивать медицинские услуги за собственные деньги, а образование делает доступным лишь богатым семьям. Бедные должны быть отрезаны от медицинского обслуживания и приличного образования. С 1 января 2005 года вступил в силу закон 122, имеющий для нас большое значение (имеется в виду закон о монетизации льгот, вызвавший волнения и протесты по всей стране. - Прим. ред.). Этот закон привел к еще большему сокращению участия государства в социальной политике в отношении собственных граждан, в особенности самой бедной части населения, которая в нашей стране составляет одну треть населения.
Путин выступает за капитализм, но его капитализм - олигархический, бюрократический. У нас богатые уже не те, кому удалось сколотить собственное богатство в бесчестные времена Ельцина. Сегодняшние богатые сидят, так сказать, на потоке бюджетных средств. Самые богатые олигархи - государственные чиновники, и чем выше их должность, тем они богаче. Система функционирует следующим образом: заместители Путина, заместители главы президентской администрации (таково точное название их должностей) занимаются самыми привлекательными с экономической точки зрения финансовыми потоками бюджетных средств. Таким образом: деньги от нефти, от военно-промышленного комплекса, от сырья, такого как алюминий и никель, металлургической промышленности. Где есть доходы, там и абсолютно легальна опека со стороны заместителей главы президентской администрации, которые выступают в качестве председателей административных советов этого огромного числа холдингов, возникших в последнее время, они и контролируют эти важные финансовые потоки. В капитализме по версии Путина роль первой скрипки отводится бывшим сотрудникам секретных служб, иными словами - КГБ, который сегодня называется ФСБ. Все наши крупные бюрократы, наши главные чиновники в прошлом работали в одной системе с Путиным. Он доверяет только им, и поэтому только они могут занимать высшие государственные должности.
Не знаю, на чем основывается большая дружба, существующая между Путиным и Берлускони. Мне известно лишь то, что официальные российские СМИ безостановочно повторяют, что Берлускони является главным европейским адвокатом Путина в кругах тех, кто обладает весом и властью.
В нашей стране сегодня не существует ни одного независимого телеканала, не существует независимых ток-шоу, в которых политики могут обсуждать самые важные проблемы. Последнее политическое ток-шоу, "Свобода слова", было закрыто почти год назад. Путин сказал, что не видит в нем пользы, принимая во внимание, что в этом шоу принимали участие лишь политики, потерпевшие поражение. Теперь оно восстановлено, и его показывают в Киеве, на Украине. У нас, помимо крайне ограниченного числа газет, которые не следуют официальной линии, есть лишь одна радиостанция, независимая на 50%, где время от времени удается обсудить в прямом эфире то, что происходит в стране. Я работаю в самой демократической оппозиционной газете, которая уже давно официально объявила себя противником режима Путина. Такое заявление было сделано одним из заместителей главы президентской администрации, отвечающим за внутреннюю политику.
Причин, по которым мы объявили себя противниками, множество: мы вместе с жителями Беслана потребовали провести независимое расследование террористического нападения и проводим собственное расследование; мы поддержали народный протест против закона номер 122; мы решительно высказались против разрушения ЮКОСа - огромной нефтяной компании, которая финансировала часть оппозиционных партий и важнейший институт гражданского общества, как организации по защите прав населения; затем мы последовательно последние шесть лет выступали против методов, применяемых в Чечне, объясняя, что взрыв терроризма в стране, в том числе и трагедия Беслана, являются прямым следствием того, что происходит в Чечне; кроме того, мы провели расследования о коррупции, и из-за этих расследований были убиты два наших журналиста. Ни одна другая газета не понесла таких тяжелых потерь. Один из моих коллег был убит рядом со своим домом, другой был отравлен. И это свобода слова по Путину.
Каковы механизмы, при помощи которых Путину удается гарантировать консенсус? И какую роль в этом играет коррупция, какую роль играет международная поддержка, какую роль играет РПЦ? Как возможно, чтобы страна, где треть населения живет ниже уровня бедности, не имела демократической оппозиции? Я не могу в двух словах ответить на такой вопрос. Я могу сказать, что самые бедные слои населения в нашей стране, численность которых достигает миллионов человек, сегодня заражены национализмом и антидемократическими идеями. Не думаю, что это будет оригинальный ответ. Но речь идет о настоящей опасности.
Мы называем их "красно-коричневыми": это бедные люди, которые считают, что во всем виноваты "негры" - извините за использование этого термина - и, естественно, как всегда, евреи. Это политическая идея, которая успешно распространяется, потому что большая часть новых русских представлена евреями, которые после крушения Советского Союза сумели объединить свой огромный капитал в предельно короткие сроки. Затем началась война в Чечне и на Кавказе в целом, что привело к возникновению сильных антикавказских настроений. Жителей Кавказа называют "наши негры". Сегодня в провинции национал-большевистское движение пользуется очень большой популярностью. На прошлой неделе один из лидеров этих партий, писатель Эдуард Лимонов, сказал: "Кажется, правительство хочет новый 1920 год, как в Германии, и мы это устроим". Думаю, что если в России дело дойдет до революции, это не будет "революцией роз", как в Грузии, или "революцией тюльпанов", как в Киргизии, или "оранжевой революцией", как на Украине: у нас будет кровавая революция.
Это сегодня уже очевидно. Лично я не питаю надежд, потому что вижу, что сегодня в демократическом движении не хватает сильных лидеров, способных привлечь на свою сторону единомышленников. Возможно, вы знаете, что в 2003 году при помощи политики Путина и коррупции к власти пришла партия "Единая Россия", а все другие демократические партии были устранены с парламентской арены. Возникла пустота власти, которую старые демократы (старые не по возрасту) не сумели заполнить, объединив собственные силы, в то время как молодые лидеры только начинают появляться. Единственное, что я могу сказать, чтобы не заканчивать на такой пессимистической ноте, - мы пытаемся что-то делать, но недостаточно активно.
Наша страна огромна, поэтому я не могу сказать, что вся страна положительно реагирует на то, что я пишу. Я знаю лишь то, что получаю письма с просьбами о помощи, которые подталкивают меня к написанию страшных историй о людях, и такие истории происходят повсюду. Я думаю, что речь не идет об особом ко мне отношении, все дело в том, что сегодня люди не чувствуют себя защищенными правосудием. Суды коррумпированы, невозможно обратиться к официальным СМИ, большей части которых запрещено говорить на определенные темы. Поэтому они обращаются ко мне и к нашей газете. Они знают, что мы более открытые и более смелые, чем другие.
Что касается феномена, который некоторые называют "русизмом", то это, вне всякого сомнения, расизм в отношении тех, кто приезжает из других стран, в частности из Средней Азии. И такие настроения сильны не только в Москве или Санкт-Петербурге, но и в очень маленьких городах. Я писала о многочисленных случаях, когда подростки убивали своих сверстников и в маленьких городах. В Москве и Санкт-Петербурге такие дела доходят до суда, в остальной этой бескрайней стране этого не происходит. Речь действительно идет об очень странном национализме, потому что нередко жертвами становятся этнические русские. Думаю, что истинные причины всегда одни и те же: бедность, против которой ничего нельзя предпринять; коррупция, которая не позволяет бедным людям независимо от того, где они живут, урегулировать свой статус, потому что политика властей позволяет решать свои проблемы тем, у кого есть деньги, а у кого нет денег, тот становится нелегалом; наконец, появление сильной подростковой преступности, националистической и невежественной.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях