Статьи по дате

The Wall Street Journal | 12 января 2007 г.

Русские идут - со скоростью 40 узлов

Роберт Фрэнк

Магнат идет на рекорд, строя огромную яхту и бросая вызов саудовцам

На верфи в германском Гамбурге в строительном доке, укрытом от посторонних глаз, рабочие трудятся над особым судном. Оно называется "Эклипс" ("Затмение"). И если все пойдет по плану, оно станет самой большой яхтой в мире, принадлежащей частному лицу.

"Эклипс" будет иметь по меньшей мере две вертолетные площадки, несколько горячих ванн, один бассейн, три катера и частную подводную лодку. В целях обеспечения безопасности судно будет оснащено сенсорами движения и специальной системой распознавания ракет.

Строитель корабля, подразделение Blohm & Voss германской компании ThyssenKrupp Marine Systems, молчит о проекте; их представитель подтвердил только, что они строят судно под названием "Эклипс" на территории Германии. Дизайнер "Эклипса", лондонская фирма Terence Disdale Ltd., сообщила лишь следующее: "Мы абсолютно ничего не можем сказать об этом проекте. Он совершенно секретный".

По данным нескольких людей, участвующих в этом проекте, "Эклипс" - последняя водная игрушка нового короля морей Романа Абрамовича.

Абрамович, российский нефтяной магнат, которого журнал Forbes ставит на 11-е место в списке самых богатых людей мира с состоянием 18,2 млн долларов, уже обладает флотилией, которой могут позавидовать иные государства. Помимо "Эклипса" (которая, как ожидается, будет иметь длину более 525 футов), он владеет тремя другими мегаяхтами, в том числе 377-футовой "Пелорус" и 282-футовой "Экстаси". Раньше их у него было четыре, но недавно он подарил одну из них, 370-футовую "Гран Бле", своему близкому деловому партнеру. Представитель Абрамовича Джон Мэнн заявил, что "господин Абрамович не дает комментариев о своем личном состоянии".

С помощью яхты "Эклипс" Абрамович не только поднимает на новую высоту планку в мире мегаяхтинга, живущем по принципу "а у меня больше". Он также способствует укреплению репутации русских как новых лидеров в мире всеобщего показного потребления. Фонтан нефтяных денег и поток наличности от таких ресурсов, как никель и алюминий, создал постоянный приток новых олигархов, несмотря на то, что остальная Россия захлестнута нищетой, высоким уровнем смертности и всеобщей коррупцией. Средняя продолжительность жизни в России сейчас составляет 66 лет - это на 14 лет меньше, чем средняя цифра по Европейскому союзу.

Хотя 40-летний Абрамович сейчас проводит большую часть времени в Лондоне, он и другие олигархи считаются символами новой российской системы, которая отдает огромные богатства в руки очень небольшой группы людей. Абрамович, самый богатый человек в России, преуспел при президенте Владимире Путине. Критики говорят, что значительной частью своего состояния он обязан своим политическим связям и что, как и многие другие олигархи, он использовал свои знакомства в правительстве, чтобы забрать себе бывшие государственные активы и воспользоваться полученными доходами в личных целях. Абрамович контролировал крупную нефтяную компанию ОАО "Сибнефть", которую в 2005 году продал государственной газовой компании за 13 млрд долларов.

Абрамович заработал свое состояние благодаря своим талантам менеджера и финансовому чутью, а не политическим связям, говорит его представитель Джон Мэнн. "Причина, по которой "Сибнефть" была успешной, состояла в том, что Абрамович и его партнеры были хорошими менеджерами, преобразившими компанию и модернизировавшими ее", - говорит Мэнн. Он добавил, что Абрамович также помогал создавать компании, которые никогда не были государственными, например, алюминиевый гигант "Русал".

Для тех, кто производит и продает товары для богатых, эти новые состояния - воплощение их мечты. Сегодняшняя "русская революция" - это борьба за статус, и новые победители - не большевики, а "шиковики" - молоды, исключительно богаты и жаждут тратить деньги. По данным частных банков, сейчас есть по меньшей мере два десятка русских, чье состояние оценивается в миллиард и больше, а за последние пять лет появились тысячи новых мультимиллионеров.

Русские скупают замки в Германии, картины Уорхолла в Нью-Йорке и пони для игры в поло в Аргентине. По некоторым оценкам риелторов, каждый пятый особняк в роскошном лондонском районе Мэйфейр сейчас принадлежит русским. Аукционный дом Sotheby's отмечает наплыв русских покупателей драгоценностей, часов, живописи и антиквариата, говорит Ричард Бакли, управляющий директор по Северной и Южной Америке.

Короче говоря, русские - это новые саудовцы.

Особенно когда речь заходит о яхтах. Арабы громко заявили о себе в яхтенном мире в 1970-е, во время последнего нефтяного бума. С тех пор они никогда не упускали лидерство, обладая самыми большими яхтами в мире. Арабские королевские особы сейчас владеют четырьмя самыми длинными яхтами в мире. Среди частных яхт, не принадлежащих главам государств, американцы по-прежнему лидируют: на первом месте 454-футовая "Райзинг Сан" главы компании Oracle Лари Эллисона, а на втором 416-футовый "Октопус" одного из основателей компании Пола Аллена. (Возможно, Эллисон уже потерял право на полноценное хвастовство: руководители яхтенной индустрии говорят, что недавно он частично продал свою собственность другому калифорнийскому миллиардеру Дэвиду Геффену. Оба отказались от комментариев.)

Брошенный фарватер

Русские стремительно догоняют, оставляя в прошлом свою непростую историю яхтинга. В прошлом году, по данным судостроительной компании из Новой Зеландии, один из соотечественников Абрамовича заказал пять яхт. Другой россиянин, также неназванный, недавно заказал судно длиной 483 фута, но должен был отказаться от этого проекта на полпути из-за "финансовой неопределенности", говорит один судостроитель.

Яхтенный брокер Nigel Burgess говорит, что по меньшей мере 20% заказов на новые суда длиной более 200 футов поступают от русских - это больше, чем из любой другой отдельно взятой страны, в том числе из США. "Они действительно взяли яхтенный бизнес штурмом, - говорит президент Nigel Burgess Джонатан Бекетт. - Это очень похоже на саудовцев в 1970-е. С той разницей, что русские, возможно, более искушенные".

Абрамович наделал особенно много шуму. "Эклипс" специально строится с расчетом затмить "Дубай" - 525-футового бегемота, принадлежащего шейху Моххамеду бин Рашиду аль-Мактуму, правителю Дубая.

Когда "Эклипс" будет спущен на воду, Абрамовичу будет принадлежать в общей сложности более 1100 футов яхт - это примерно соответствует длине Queen Mary-2 (крупнейший в мире морской лайнер. - Прим. ред.). Точная стоимость его судов неизвестна, но специалисты оценивают их в диапазоне от 25 млн (самое маленькое судно) до более чем 300 млн ("Эклипс"). Ежегодные накладные расходы на яхты составляют более 20 млн долларов; только чтобы заполнить баки его самой крупной на сегодняшней день яхты "Пелорус", требуется 120 тыс. долларов.

Каждое судно имеет собственное назначение. Для развлечений Абрамович предпочитает "Пелорус", 377-футовую яхту, изначально построенную для шейха из Саудовской Аравии. На ней установлено пуленепробиваемое стекло, две вертолетные площадки, крытый бассейн, сауна, имеются апартаменты для 22 гостей и 40 человек обслуживающего персонала. Для круизов он любит использовать "Экстаси" с интерьером в китайском стиле, которая развивает скорость более 40 узлов. 161-футовая "Сассурро" используется в основном как запасная или как дополнительная яхта для друзей во время больших вечеринок.

Абрамович часто берет с собой своих российских коллег по бизнесу, британских финансистов и игроков своего футбольного клуба "Челси". Его суда часто можно заметить в Монако, Портофино и Каннах, а также в некоторых частях Южной Америки и на Карибах. Но не со всеми его пассажирами обращаются как с вип-гостями: в 2005 году, когда "Гран-Бле" пришвартовалась в Новой Зеландии, домашний попугай Абрамовича был оставлен в клетке в трюме из-за опасности заразиться птичьим гриппом.

Источник: The Wall Street Journal


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru