InoPressa: тема дня | 12 января 2012 г.
Иран: коктейль из дипломатии, санкций и тайных операций лучше кровавой бани?
Обзор прессы
Мустафа Ахмади Рошан, химик из ядерного центра в Натанзе, - уже шестой иранский ученый-ядерщик, погибший в результате теракта. Тайная кампания словно бы призвана лишить споры о возможном начале войны практического смысла, пишут СМИ. Скептики полагают, что упорство Тегерана лишь окрепнет, а создание атомной бомбы переместится глубоко под землю.
Мустафа Ахмади Рошан, "химик, занимавшийся разделением газовых смесей в ядерном исследовательском центре в Натанзе, - уже шестой ученый из числа участников иранской ядерной программы, погибший в результате теракта", - пишет газета Die Welt.
За последние два года были совершены три очень похожих покушения на иранских ученых: каждый раз мотоциклист прикреплял к машине жертвы магнитное взрывное устройство. Два человека погибли, нынешний директор иранского агентства по ядерной энергии был тяжело ранен. Имело место и отравление ученого-ядерщика, и расстрел возле собственного дома, напоминает автор статьи.
Доказать участие израильской спецслужбы "Моссад" ни разу не получилось, но оно весьма вероятно, говорится в статье. Однако эксперты считают маловероятным, что "Моссад" мог провести многочисленные диверсионные акты самостоятельно, замечает автор. Более вероятным считается сотрудничество различных западных спецслужб с иранскими оппозиционными группировками. В любом случае можно точно сказать: такое количество несчастных случаев, как при разработке иранской ядерной программы, само по себе не происходит.
Компьютерный вирус Stuxnet, в прошлом году отбросивший ядерную программу на несколько месяцев назад, был таким сложным, что, по мнению аналитиков, мог быть разработан только в штаб-квартирах богатых и отлично оборудованных спецслужб, продолжает автор статьи. "Развитие иранской атомной программы такими мерами можно задержать, но вряд ли предотвратить", - считает обозреватель.
"Всего несколько дней назад Тегеран объявил о запуске еще одного комбината по обогащению урана - в Фордо", - говорится в статье. "Запад наблюдает за развитием событий с беспокойством: по-видимому, комбинат действительно расположен под горой, на глубине почти в 100 метров, и в случае чего ему будет сложно нанести повреждения с воздуха".
В результате эскалации напряженности между Тегераном и Вашингтоном и ужесточения санкций против иранского режима США и Иран оказались на грани войны, пишет в Le Monde Франсуа Жере, директор Французского института стратегического анализа. Последним по времени эпизодом стала иранская угроза заблокировать Ормузский пролив в случае, если будут наложены санкции на экспорт иранской нефти. "При этом угроза свободной циркуляции энергетических потоков всегда рассматривалась Вашингтоном как повод к войне", - напоминает Жере.
"Противостояние с Вашингтоном, с точки зрения Ирана, должно послужить укреплению национального единства, ставя на второй план недовольство населения ухудшением экономической ситуации и снижением уровня жизни, - полагает эксперт. - Кроме того, прямое столкновение с США позволит разорвать региональную дипломатическую изоляцию". Что же касается США, то "Обама оказался под давлением как республиканцев, так и многочисленных демократов, озабоченных необходимостью защитить Израиль. Для американской администрации настало время доказать твердость намерений не только на словах".
Какими угрозами чревато нагнетание напряженности? Эксперт называет скачок цен на энергетическое сырье, что лишь усугубит экономический кризис, угрозу радикализация недавно избранных умеренных исламских правительств в арабских странах, рост террористической угрозы.
"После 10 лет бесполезных переговоров приближается момент истины. Но какой истины?" - задается вопросом Франсуа Жере.
Пока в США и Израиле жарко спорят, следует ли наносить удар по иранским ядерным объектам, разворачивается все более интенсивная тайная кампания: заказные убийства, взрывы, хакерские атаки, перебежчики, констатирует The New York Times. Эта кампания словно бы призвана лишить споры практического смысла.
"На взгляд экспертов, кампания осуществляется в основном Израилем", - пишет газета. Вчера в Тегеране был подорван 32-летний ученый-атомщик Мустафа Ахмади Рошан, завотделом на уранообогатительном комбинате в Натанзе. Он стал как минимум пятым иранским атомщиком, убитым с 2007 года. Еще один ученый, Ферейдун Аббаси, в 2010 году уцелел при покушении, говорится в статье. Иранские власти немедленно обвинили в убийстве Рошана Израиль и США.
Любопытно, что Белый дом и Госдепартамент США осудили убийство Рошана в нетипично-сильных выражениях. Со своей стороны, некоторые американские эксперты полагают, что кровопролитные нападения только вредят делу. Подобно ударам по "Аль-Каиде" с помощью беспилотников, тайная кампания против Ирана представляется альтернативой войне, но она, в лучшем случае, лишь замедлила обогащение урана, пишет Скотт Шейн. "А некоторые скептики полагают, что кампания лишь укрепит упорство Ирана или создаст опасный прецедент для стратегий, которые могут быть применены против США и их союзников".
Патрик Клоусон из Washington Institute for Near East Policy сказал в беседе с корреспондентом: "Когда меня спрашивают, когда Израиль нападет на Иран, я отвечаю: "Уже. Два года назад". Клоусон считает, что саботаж и убийства намного предпочтительнее авианалетов, поскольку этот способ "не вызывает в Иране всплеска национализма, который мог бы укрепить режим".
Неназванный источник ("бывший высокопоставленный израильский чиновник в сфере безопасности") сказал изданию, что неопределенность полезна: "Не можешь доказать, кто нанес удар, - не можешь ударить в ответ. Если совершенно ясно, кто стоит за ударом, мировое сообщество ведет себя иначе". "Думаю, что коктейль из дипломатии, санкций и тайных действий может нам что-то дать", - заключил он.
Во вторник МИД России выразил "обеспокоенность" по поводу иранской ядерной программы, обращает внимание израильская Haaretz. На языке российской дипломатии это означает "строгое предупреждение" и даже "суровое порицание" в адрес иранского руководства, утверждает корреспондент Эли Швидлер.
По его мнению, Россия "ясно дала понять Ирану, что ответственность за все неприятности, которые, вероятно, произойдут с ним в скором будущем, будет нести он один... С точки зрения России, Иран на международной арене продолжает загонять себя в угол, из которого, если возникнет нужда, будет очень трудно выбраться".
Также по теме:
Россия опасается ядерного Ирана, но настороженно смотрит на американские санкции (The Christian Science Monitor)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях