Le Monde | 12 июля 2001 г.
Уровень коррупции в правовой системе достиг небывалых высот
Агат Дюпарк
Путин говорит о создании эффективной судебной системы, но московский судья Сергей Пашин предпочитает смотреть на вещи реально. Реальность говорит о многом. Осенью 2000 г. этот судья, известный своей компетентностью и честностью, был вышвырнут за дверь. Квалификационная коллегия судей решила, что он ?опорочил честь судьи?, заявив, в качестве эксперта, что юноша, отказавшийся от несения военной службы по убеждениям и приговоренный судом города Омска (калужская область) к двум годам тюремного заключения, имеет право на предусмотренную Конституцией альтернативную службу. В конце концов, Пашина восстановили в должности, но он заявил, что уходит из суда.
По иронии судьбы именно тридцатисемилетний Сергей Пашин в начале девяностых годов работал над судебной реформой, которую сейчас собирается проводить Путин. Будучи главой одного кремлевского департамента, он разрабатывал тексты законов, создавая основу для реальной независимости судей. Он стоял у истоков создания конституционных судов и судов присяжных, введенных в девяти регионах.
В 1995 г. Пашин был переведен на работу в провинцию, а потом был назначен судьей Мосгорсуда. ?В течение пяти лет я работал в невероятно агрессивной среде. Конечно, существовала судебная власть, но она торговалась с другими властями?, - говорит он. В московском суде ?очень часто судья, прежде чем начать процесс, звонил начальству, чтобы спросить, какой надо вынести приговор?, - объясняет Пашин. Он рассказал об ?особых? делах - касающихся мэра Юрия Лужкова - вести которые поручалось фаворитам председателя суда, в обмен предоставлявшим квартиры и повышения в должности.
?На низшем уровне, чтобы добиться обычного приема, людям приходилось передавать конверты?, - добавляет он.
Жалобы, оставшиеся без ответа.
С точки зрения российских защитников права Пашин стал символом несовершенства судебной системы. Пытаются заявить о своем мнении и другие судьи. Галина Енютина, президент ассоциации ?За независимый правовой процесс?, собрала свидетельства примерно тридцати из них, из десяти регионов России. ?Самые честные судьи, в конце концов, неизменно теряют работу. Это общая тенденция?, - утверждает она.
В декабре 2000 г. она помогла пятнадцати судьям обратиться с жалобами в Конституционный суд, чего до этого никто не делал, но эти жалобы остались без ответа. Впоследствии ?квалификационные коллегии судей? были лишены своих чрезмерно широких полномочий. ?Судьи назначаются указом президента, но ?коллегии?, деятельность которых регулируется нормативными актами, утвержденными до Конституции 1993 г., могут их уволить в любой момент, на основании ?кодекса чести судьи?, - объясняет она.
Подкупленные свидетели.
Так, в феврале 2000 г., была лишена судейских полномочий судья Московского областного коммерческого суда Людмила Дмитриева. В конце 1997 г. ей ?по ошибке? досталось дело о 24 млрд. рублей: конфликт между министерством обороны и частной строительной компанией. Адвокат компании оказался сыном вице-председателя коммерческого суда. Но Дмитриева осмелилась вынести приговор в пользу другой стороны. Свидетели обратились с протестом, обвинив ее в ?некорректном поведении в ходе судебного заседания?. Впоследствии они отказались от этого заявления, объяснив, что их подкупили, но эти показания не были внесены в дело. ?Уровень коррупции в правовой системе достиг небывалых высот. Прежде всего, я говорю о председателях судов, их заместителях и тех, кто работает в квалификационных коллегиях?, - уточняет она и добавляет: ?Но есть еще адвокаты, друзья и родители, посредники. Оплата составляет 10%-15% оспариваемой суммы?.
?Мы - особые граждане: квалификационная коллегия может обвинить нас в чем угодно, и у нас нет возможности апеллировать к правосудию?, - говорит Виталий Деснер, бывший судья Чукотской области, лишенный судейского сана в 1996 г. по обвинению в получении взятки. ?По моему делу до сих пор не проводилось расследование. Прокуратура и ФСБ провели ?проверки? и ничего не нашли. Но меня не восстановили в должности?.
Татьяну Гласкову, бывшую судью муниципального суда Павлова Посада (московская область), коллеги обвинили в ?бюрократической волоките?. ?Мы работаем как на конвейере, в среднем по пять дел в день. Накапливаются хвосты. Под таким предлогом можно уволить любого российского судью?, - утверждает она.
Гласкова рассказывает, каким образом у нее возник конфликт с председателем суда. ?Он работал вместе с адвокатом и несколько раз пытался вмешиваться в мои дела. Он сказал мне: ?Тебе надо с этим смириться, а иначе я завалю тебя работой, и тебя уволят?. Так и случилось?.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях