The Independent | 12 июля 2004 г.
Российские олигархи, не нарушайте пакта с Путиным!
Тим Уебб
В среду российский нефтяной гигант ЮКОС, который выкачивает больше нефти, чем вся Ливия, пропустил крайний срок выплаты 100 млрд рублей в счет невыплаченных в 2000 году налогов. Обычно российские компании имеют 5 дней, в течение которых они могут выплатить деньги, прежде чем к ним явятся судебные приставы для ареста их имущества, и на выходных чиновники ЮКОСа вели активные переговоры с правительственными чиновниками в попытке спасти компанию.
Если компания станет банкротом - это будет крупнейшим случаем корпоративного вандализма со стороны правительства. В четверг цены на нефть-сырец выросли более чем на 1% из-за страха перед перебоями в поставках нефти, если компания будет объявлена банкротом.
Кроме того, в понедельник после месяцев задержек в Москве начался суд над самым богатым человеком в России. Генеральная прокуратура обвиняет Михаила Ходорковского, крупнейшего акционера и бывшего главу ЮКОСа, в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве. Обвинения настолько детализированы, что прокуратуре потребуется четыре или пять дней для того, чтобы зачитать их все. Суд может продлиться до трех месяцев.
Никто не знает, что случится с ЮКОСом или с Ходорковском. Россия не славится прозрачностью в политике и бизнесе. По словам Эрика Клауса, главного стратега инвестиционной группы "Словник", ситуация похожа на конец игры, однако она темна даже по российским стандартам. Ясно лишь то, что судьбы Ходорковского и ЮКОСа связаны. Так какое воздействие может оказать эта внутренняя ссора на дела на международной арене?
Серьезная "игра" началась в прошлом октябре в аэропорту Новосибирска, куда частный самолет Ходорковского приземлился на дозаправку. Вооруженные автоматами агенты ФСБ окружили самолет и ворвались в него. Они арестовали Ходорковского, доставили его в Москву для допроса по расследованию предполагаемых краж и неуплаты налогов.
Аналитики и политические стратеги согласны в том, что эти обвинения политически мотивированы. Организация экономического сотрудничества и развития, клуб богатых стран, на прошлой неделе заявила, что дело ЮКОСа - это "дело крайне выборочного применения закона" в стране, где суды и прокуратура "крайне политизированы". Арест Ходорковского и обвинения в неуплате налогов против ЮКОСа породили опасения, что Кремль начинает более широкую кампанию против олигархов - небольшой группы богатых россиян, контролирующих крупный бизнес, чтобы вырвать миллионы, которые те нажили в ходе темных приватизаций 1990-х.
Однако дело было не в этом. Ошибка, которую допустил Ходорковский, заключалась в том, что он включился в политику и, сделав это, нарушил "пакт с олигархами", который президент Владимир Путин заключил, когда пришел к власти. В обмен на невмешательство Кремля в дела бизнеса олигархи согласились не вмешиваться в политику.
Другие олигархи приняли во внимание это предупреждение. 1 июля в Москве Путин встретился с 21 самым важным олигархом, включая Романа Абрамовича, владельца футбольного клуба "Челси" и алюминиевого магната. В тот же день налоговые власти России предъявили ЮКОСу еще одно налоговое требование за 2001 год. Так как дело происходит в России, то совпадением это не является. Смысл понятен: "Перейдите мне дорогу, как Ходорковский, и я сцапаю и вас тоже".
Другие олигархи начали скупать имущество за границей, однако не только по деловым, но и по политическим мотивам. "Норильск-Никель", самый крупный в мире производитель никеля и палладиума, контролируется Владимиром Потаниным, одним из крупнейших российских олигархов. В начале этого года он купил 20% акций в южноафриканском Gold Fields. Это стало крупнейшей инвестицией "Норильск-Никель", которая, по мнению аналитиков, поможет компании расшириться. Однако вряд ли это является признаком того, что другие олигархи бегут в страхе, опасаясь, что их постигнет судьба Ходорковского и его компании.
Какие бы ни ходили слухи о мотивах покупки Абрамовичем "Челси" - может, для того, чтобы подлизаться к Соединенному Королевству в случае, если ему потребуется там убежище, - он часто бывает в России. Ему до сих пор принадлежит 25% акций в ЮКОСе, который недавно слился с его нефтяной компанией "Сибнефть".
Несмотря на множество возможностей, он до сих пор не продал свою долю какой-либо иностранной компании и не пытался продать "Сибнефть" за наличные, что могло бы быть действиями человека, трясущегося за то, что его имущество может быть заморожено, и жаждущего забрать свои деньги и бежать. Как говорит господин Клаус, "других олигархов на очереди нет. Путин рад позволять им сказочно богатеть, пока они не вмешиваются в политику. Они знают, что произойдет, если они сделают это".
Дело ЮКОСа привлекло внимание Запада. Джек Стро, министр иностранных дел Великобритании, заявил на прошлой неделе в Москве, что "российское правительство понимает потребность в предсказуемом и стабильном климате", который требуется для иностранных инвестиций. В то же время он подчеркнул, что дело ЮКОСа - это "внутреннее дело". Иными словами, покуда дело ЮКОСа не расширилось до других бизнесменов, Запад вмешиваться на намерен.
Ричард Уоллес, директор Российско-британской торговой палаты в Москве, полагает, что кризис ЮКОСа не значит, что иностранные фирмы должны избегать России. "Россия остается хорошим местом для инвестиций и бизнеса при условии, что частные компании проводят правильные исследования", - отмечает он.
В то же время это дело навредило российской экономике и ее положению на Западе, и, по крайней мере, напомнило инвесторам, что эта страна не лишена риска. В последние годы российская экономика процветала при поддержке высоких цен на нефть, которая лежит в основе ее благосостояния. Были и иностранные инвестиции, такие как совместное предприятие BP с ТНК, однако, за исключением Moody's, рейтинговые агентства до сих пор не присваивают стране высокого рейтинга.
Акционеры ЮКОСа тоже нервничают. Цены на акции скачут, реагируя на каждое новостное сообщение, хорошее или плохое.
Лагерь ЮКОСа надеется, что тот факт, что ЮКОС пережил крайний срок на прошлой неделе, - это хороший признак.
Как говорит адвокат Ходорковского Роберт Амстердам, если российское правительство начнет арестовывать имущество ЮКОСа, они будут добиваться постановления международного суда, которое позволит им в компенсацию установить контроль над заграничным подконтрольным государству имуществом.
"Существуют неограниченные возможности для судебных действий со стороны "Менатеп". Любое имущество, имеющее отношение к России, будет честной игрой", - говорит он. Адвокаты в Соединенном Королевстве говорят, что этого добиться будет трудно, однако ясно, что Ходорковский без боя не сдастся.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях