Focus | 12 июля 2005 г.
"Гигантский разбойничий набег"
Борис Райтшустер
Обвинения в убийствах, свадьба и атаки на адвокатов: экономический детектив вокруг миллиардов ЮКОСа приобретает все более абсурдные формы
Мужчина медвежьего телосложения, с медвежьим басом и сероватым лицом, предстал перед телекамерами. И хотя он крепко сжимал в руках листок бумаги, он все равно то и дело запинался. Тем не менее, слова, которые заместитель генерального прокурора Владимир Колесников произнес в вечерних новостях, оказались тяжелыми вербальными снарядами: правление нефтяного концерна ЮКОС и в первую очередь его основной совладелец Леонид Невзлин - это не что иное, как организованная преступная группировка.
Теперь их даже можно уличить в новом убийстве, говорил, запинаясь, Колесников: по его словам, в 1998 году люди из ЮКОСа заказали убийство мэра Нефтеюганска, сибирского города нефтяников.
"Гигантский разбойничий набег"
То, что на первый взгляд выглядит как очередное рядовое событие в необъятном российском детективном романе, на самом деле является началом нового эпизода в в криминальной хронике, в котором главные роли играют высокопоставленные российские чиновники.
Речь идет о нефти, о влиянии - и, прежде всего, о миллиардах долларов. Концерн ЮКОС, глава которого Михаил Ходорковский был осужден в мае на девять лет лишения свободы за мошенничество, видит себя жертвой гигантского разбойничьего набега, атаманы которого сидят в Кремле - и в качестве сообщника используют прокуратуру. Сам Кремль отмалчивается, но неофициально советники Путина уже говорили о "показательном процессе" и "афере года".
Разоблачение через семь лет
Дело заключается в том, что в конце 90-х годов мэр Нефтеюганска всячески сопротивлялся влиянию нефтяного концерна ЮКОС в сибирском городе - и вскоре был застрелен. Однако факты таковы, что уже в 1998 году, через несколько дней после смертельных выстрелов, преступники были арестованы. Зато связь с ЮКОСом прокуратура обнаружила только сейчас, спустя семь лет - и всего за один день до того, как государственный концерн "Роснефть" выдвинул новые претензии к ЮКОСу.
Синхронные действия обвинителей
За синхронными действиями прокуратуры и концерна "Роснефть" недоброжелатели видят семейственность: председатель совета директоров "Роснефти" Игорь Сечин одновременно является заместителем главы президентской администрации и близким другом президента Владимира Путина, секретариатом которого он руководил уже тогда, когда они оба еще сидели в петербургской мэрии. Дочь смотрящего за "Роснефтью" замужем за сыном генерального прокурора.
Именно его, генпрокурора, ведомство в апреле 2004 года наложило арест на находившийся в собственности ЮКОСа пакет акций его конкурента "Сибнефти", номера 5 в нефтедобывающей промышленности России. Официальной причиной для ареста стала внезапно всплывшая задолженность по налогам.
Смертельный удар государства
Правда, тогда у ЮКОСа было достаточно денег на стороне, чтобы заплатить эти долги. Однако вместо того чтобы, как любое западное правительство, сделать все возможное для спасения пошатнувшегося концерна, его преследователи поступили наоборот: они велели заблокировать его счета и наложили арест на собственность ЮКОСа.
В результате сверхсомнительной принудительной продажи самая высокодоходная дочерняя компания ЮКОСа "Юганскнефтегаз" по цене явно ниже реальной отошла сомнительной подставной фирме, которую вскоре поглотил государственный концерн "Роснефть", контролируемый другом Путина Сечиным.
"Афера года"
Такую наглую сделку даже советник президента назвал "аферой года". ЮКОС говорит о грабеже. Но "Роснефть" на этом не остановилась и сейчас претендует на те 20% акций "Сибнефти", которые принадлежат ЮКОСу: якобы в обеспечение иска "Юганскнефтегаза".
Эксперты-экономисты говорят о требовании, "дошедшем до абсурда". Все выглядит таким образом, как если бы технически безупречный автомобиль намеренно выдавался за битый, чтобы купить его значительно ниже стоимости, а затем покупатель еще потребовал, чтобы продавец выложил деньги за его ремонт по высшему классу.
Глобальная стратегия
За этим требованием, по мнению наблюдателей, могут также стоять глобальные стратегические интересы Кремля: уже несколько недель ходят слухи, что после разрушения ЮКОСа под крылом государства окажется и "Сибнефть", добывшая в 2004 году около 45 млн тонн нефти.
Однако поскольку этот концерн в отличие от ЮКОСа никогда не финансировал оппозицию, а его контрольный пакет принадлежит близкому Путину Роману Абрамовичу, владельцу "Челси", по мнению наблюдателей, Кремль хочет обратить его в государственную собственность не при помощи прокуратуры, а щедро заплатив за него.
Запугивание богачей
Следует опасаться, что процесс над ЮКОСом направлен на запугивание других состоятельных граждан и восстановление контроля над стратегически важной хозяйственной собственностью, - такова оценка наблюдателей, к примеру Сабины Лойтхойзер-Шнарранбергер, в прошлом министра юстиции Германии, которая изучала дело ЮКОСа в качестве уполномоченного Совета Европы. Многочисленные несообразности процесса и прочие факторы указывают на политическую и экономическую подоплеку процесса, полагает либеральный политик.
Нападение на адвокатов
В России не может и речи идти о принципах правового государства, говорит Лойтхойзер-Шнарренбергер. "Дело ЮКОСа показало это более чем отчетливо. Адвокаты Ходорковского имели большие сложности с каждым из обвинений, которые предъявлялись их подзащитным". Так, им порою отказывали во встречах с клиентами, находившимися в тюрьме; в их квартирах и офисах проводились обыски, их документы подвергались конфискации.
"Переговоры не имеют никакого смысла"
"Новые претензии на собственность ЮКОСа - это новый этап разграбления нашего концерна, - жалуется основной совладелец ЮКОСа Невзлин - Мы не возлагаем никаких надежд на защиту своих интересов в суде, суды в России находятся под контролем Кремля, и переговоры тоже не имеют никакого смысла". Банкротство ЮКОСа, по мнению Невзлина, это "лишь вопрос времени".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях