Libération | 12 июля 2005 г.
Киргизия: возврат к советским временам
Лорен Милло
"Этому типу я не стал бы доверять ни на секунду". Хотя Эдиль Байсалов, возглавлявший широкую коалицию неправительственных организаций, сам был одной из ключевых фигур мартовской "революции", он призывает с предельной осторожностью относиться к Курманбеку Бакиеву, избранному в воскресенье новым президентом Киргизии. "Бакиев - типично советский политик, как и его предшественник Аскар Акаев, - отмечает этот правозащитник. - Если бы мы были на Украине, он скорее был бы Януковичем, чем Ющенко. Конечно, наш Бакиев владеет демократической лексикой. Но это человек, выросший в коммунистической среде, который не может представить себе мира вне России".
Круглолицый, улыбчивый, говорящий мягким, хорошо поставленным голосом, чем-то напоминающий Владимира Путина, прошедшего школу КГБ, 55-летний Курманбек Бакиев умеет хорошо себя подать. "Мы будем неустанно бороться с коррупцией", "если нам удастся сформировать правительство с чистыми руками, люди будут жить лучше", - говорил он во время своей предвыборной кампании.
В стране повсеместной коррупции, где до сих пор посты министров и высших чиновников продавались за несколько тысяч долларов, эти красивые слова звучат не очень убедительно. Но кинорежиссер Болотбек Шамшиев, ставший после революции советником президента, говорит, что у него есть надежный критерий, позволяющий считать Бакиева "белой вороной" в этом грязном мире: "Это человек из киргизской глубинки, выросший в большой традиционалистской семье. Они были честными коммунистами, не ворами".
"Лед и пламень". Курманбек Бакиев родился 1 августа 1949 года в селе Масадан (на юго-западе Киргизии) в многодетной и честолюбивой семье. Как и он сам, его шестеро братьев почти все сделали карьеру крупных функционеров.
Курманбек Бакиев - модель чиновника советской формации. В 17 лет он уехал учиться в Россию, поступил в Куйбышевский (ныне Самарский) политехнический институт. Именно там он встретил свою будущую жену, русскую девушку. Отслужив в советской армии, он много лет работал в Куйбышеве инженером, а в 1979 году вернулся в Киргизию, в Джалал-Абад (крупный город на юге страны), где стал директором завода.
Будучи, разумеется, коммунистом, в 1990 году Бакиев идет в политику. Он избирается руководителем местного масштаба в одном из пригородов Джалал-Абада, потом становится главой районной администрации, а в 1997 году - губернатором большой области на севере страны. В декабре 2000 года президент Аскар Акаев делает его своим премьер-министром, но в мае 2002 года, после расстрела милицией демонстрантов в селе Ак-Сы, приведшей к гибели 7 человек, он уходит в отставку. С этого времени Курманбек Бакиев, обязанный своим политическим восхождением исключительно Аскару Акаеву, переходит в оппозицию.
"Но он не был настоящим оппозиционером, - говорит самый молодой из активистов. - Он всегда оставлял возможность примирения с Акаевым. Главная черта Бакиева - осторожность".
24 марта этого года, когда киргизские демонстранты всего за несколько часов захватили президентский дворец и заставили спасаться бегством бывшего президента Аскара Акаева, Бакиев выступил в качестве сторонника "золотой середины", рассказывают "революционеры". "Он тот, кто умеет соединять лед и пламень", - утверждает его советник-кинорежиссер.
Так, заняв место Аскара Акаева, Бакиев не устает повторять, что "не все было плохо" при прежнем режиме. Чтобы укрепить свою власть и снять напряженность, он в последние месяцы дал согласие на назначение некоторых весьма сомнительных фигур прежнего режима, таких как новый руководитель спецслужб Таштемир Аитбаев, человек "номер два" в киргизском КГБ.
"Самое важное для нашей страны - это прекрасные отношения с Россией и нашими соседями - Казахстаном, Таджикистаном, Китаем, Узбекистаном", - повторяет Бакиев, перечисляя по списку жестокие диктатуры, в том числе режим своего узбекского соседа Ислама Каримова, недавно устроившего кровавую баню в Андижане (не менее 350 погибших). Под давлением России и Китая он также на прошлой неделе согласился подписать заявление с требованием вывести с территории Киргизии американскую базу.
"Белый дом - сатанинское место". Даже если он действительно является "белой вороной", которая, как надеются киргизы, выведет наконец страну из нищеты, Курманбеку Бакиеву придется бороться с очень скверными привычками, типичными для всей администрации страны. Даже его советник Болотбек Шамшиев, сидящий в своем новом кабинете в президентском дворце, где в основном работают чиновники старого режима, признается, что и у него есть сомнения. "Этот Белый дом - сатанинское место. Власть может околдовать любого, - говорит он. И добавляет, словно успокаивая себя: - Но Бакиев из семьи честных людей".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях