The New York Times | 12 июля 2005 г.
Первый школьный день, который для многих стал последним
Анита Гейтс
Лариса Кудзиева была внутри школы номер 1 города Беслана, когда чеченские террористы захватили в заложники ее и всех находившихся в здании: 1200 детей, учителей и родителей. Она вспоминает, что террористы сразу же отобрали два десятка самых крепких мужчин из числа заложников, вывели их куда-то и расстреляли.
"Возможно, они опасались, что эти мужчины окажут сопротивление", - говорит Кудзиева. Она также вспоминает, как захватившие ее в плен люди развешивали по спортзалу взрывчатку, "как рождественские игрушки". Запомнился и момент уже ближе к концу ее 52-часового пребывания в заложниках, когда один из террористов, Али, заплакал.
Обо всем этом Кудзиева рассказывает в документальном фильме "Беслан: осада школы номер 1", который сегодня вечером будет транслироваться на американском телеканале PBS. В фильме есть кадры, которые снимались в спортивном зале, где томилось большинство заложников. Перед камерой вспоминают, как это все было, также несколько женщин - бывших заложниц.
Надежда Гуриева, учительница и мать детей, которые оказались среди захваченных в заложники учеников (в фильме упоминается, что в школе погибли ее сын и дочь), рассказывает о том настроении, которое было у заложников. "На третий день стало ясно: даже если они и не расстреляют нас - а мы начинали выходить из-под контроля - начнется массовое безумие. Я видела это безумие в глазах женщин", - говорит Гуриева.
Все началось 1 сентября 2004 года, в первый день школьных занятий. В фильме есть кадры, как дети с улыбками на лицах спешат в школу и читают стихи о школе на торжественной линейке. Школу захватили мужчины и женщины в масках, и они предъявили властям ультиматум, в частности потребовав вывода российских войск из Чечни. Осада школы закончилась 4 сентября, и в результате погибло не менее 330 человек, более половины из которых - дети. Известно, что выжил только один из террористов.
Руслан Аушев, который стал единственным официальным представителем, которого захватившие школу люди пропустили вовнутрь здания для переговоров, называет террористов "вполне уверенными в себе и спокойными" и говорит, что он не верит, что все они хотели умереть. Аушев смог договориться об освобождении 26 заложников - матерей и их детей.
Кадры фильма, которые были сняты за пределами школы, производят не менее яркое впечатление. Большая толпа родителей детей-заложников и других горожан ждет в невыносимом напряжении. Мужчин, которые принесли с собой оружие, предупреждают, чтобы они не стреляли, так как террористы грозились: "Если вы убьете одного из нас, мы убьем 50 человек".
В фильме есть кадры того, как официальный представитель властей уверяет стоящую у школы толпу людей в том, что в школе находится лишь 354 заложника. Доктор Леонид Рошаль пытается успокоить людей, но говорит банальные и почти оскорбительные вещи: "Я знаю, что люди переполнены эмоциями, но попытайтесь успокоиться". И добавляет нечто вроде: "У вас замечательный президент, и он полностью на вашей стороне".
В одном моменте фильма Аушев говорит о том, что у него есть список из 700 известных людей, которые предлагают обменять себя на заложников.
Все изменилось после 13:00 четвертого сентября, когда толпа услышала два взрыва, которые раздались внутри здания школы. Далее на пленке запечатлен начавшийся хаос, и затем - полуобнаженные дети, которых выносят из школы.
Наверняка телезрители испытают ужас, когда будут смотреть этот фильм. И почти никто не сочтет оправданием для людей, захвативших школу, те политические цели, которые они преследовали.
После документального фильма телеведущий Бил Мойерс возьмет интервью на тему российско-чеченского конфликта у авторов книги "Возвышение Кремля: Россия Владимира Путина и конец революции" Питера Бейкера и Сюзан Глассер.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях