Süddeutsche Zeitung | 12 июля 2006 г.
"Техника поступает из России"
Патрик Иллингджер
Эксперт в области вооружений Роберт Шмукер сомневается, что Северная Корея делает свои ракеты самостоятельно
Офис инженера Роберта Шмукера расположен на первом этаже старого дома в центре Мюнхена рядом с арт-кафе и магазинами грамзаписи. Холл украшают два русских ракетных двигателя. Шмукер консультирует бизнес, а также государственные учреждения. Кроме того, он является профессором Технического университета Мюнхена. Раньше он сам разрабатывал ракеты, а с 1992 по 1995 год находился в Ираке в качестве инспектора ООН по вооружению.
- На прошлой неделе Северная Корея провела испытание нескольких ракет. Испытание более мелких ракет, очевидно, прошло успешно, но новая ракета дальнего радиуса действия Taepodong-2 упала в воду. В понедельник неудачный запуск произвела Индия. Скажите, все, что строят развивающиеся страны, это хлам?
- Подобные ракеты - это высококомплексные механизмы. Настолько комплексные, что развивающиеся страны вряд ли могут построить их сами. Северная Корея за последний десяток лет провела около десяти испытаний ракет. Возможно, некоторые не были замечены, в этом случае пусков могло быть чуть больше. Причем это касается всего арсенала, шести или семи ракетных программ, от более мелких ракет Scud до многоступенчатых Taepodong. Тем не менее, с 1987 года Северная Корея в больших количествах продает данные виды вооружения другим странам. Например, ракета средней дальности Nodong называется в Иране Shahab-3, а в Пакистане - Gauri. Все они идентичны. Любой человек, который имел дело с ракетами, знает, что невозможно производить, а тем более, продавать, работоспособные системы вооружения без обстоятельных испытаний. Все северокорейские летательные аппараты поступают из России.
- Итак, мнение о том, что Северная Корея разрабатывает ракеты в тайных промышленных комплексах, ошибочно?
- Например, во время ирано-иракской войны в ход были пущены северокорейские ракеты. Это оружие не могло быть их собственной разработкой. Возможно, что Северная Корея делает простые вещи, но основные компоненты, к примеру, двигатели и системы наведения, однозначно поступают из России. Для ракетостроения необходима высокоразвитая промышленность.
- Россия берет на себя все, включая испытания, а Северная Корея действует лишь в качестве продавца?
- Россия все это разработала и испытала уже несколько десятков лет назад. А там, как известно, ничего никогда не выбрасывают.
- Разве существует склад, где тоннами лежат части для ракет?
- Один пример: от русской лунной программы 60-х годов осталось около сотни двигательных установок. Часть из них потом купили США.
- Вы говорили, что ракета средней дальности Nodong - это то же самое, что Shahab-3 и Gauri. Сейчас она является самым мощным оружием в арсенале Северной Кореи и стран Среднего Востока. Существует ли ее русский прообраз?
- Абсолютной уверенности у нас нет. Но я нашел подходящий двигатель в русском учебнике с абсолютно соответствующими размерами. И хотя он не используется ни на одной известной русской ракете, но это стопроцентно двигатель Nodong.
- Какова дальность действия у Nodong?
- От 800 до 900 километров. В 90-е годы Северная Корея попыталась приделать к ней вторую ступень. Получилась ракета Taepodong-1, которая в 1998 году перелетела через Японию. Однако, похоже, что эта ракета не привлекла покупателей со Среднего Востока. Ракета оказалась слишком длинной, не очень мобильной, а кроме того - неустойчивой к воздействию ветра. Во всяком случае, Северная Корея больше никогда их не испытывала. Иран к усовершенствованию ракеты Shahab-3 (Nodong) подошел иначе: она осталась одноступенчатой, но ее улучшили за счет алюминиевого корпуса, увеличения времени работы двигателя и пр. Таким образом, дальность ее действия увеличилась до 1300-1500 километров.
- Иран сам это сделал?
- Не уверен. Возможно, Россия когда-то сама работала над усовершенствованием этой ракеты. Однако у Ирана с ней еще есть проблемы. На это указывают некоторые неудачи при испытаниях. Но они их преодолеют, это только вопрос времени.
- Сейчас состоялся первый пуск северокорейской ракеты Taepodong-2. Говорят, что она может достичь США.
- Это заблуждение. Насколько я знаю, все, что известно об этой ракете, базируется на единственном фотоснимке 1994 года. На нем можно увидеть ракету на фоне северокорейского завода. Тогда была рассчитана ее масса, и она получила название Taepodong-2. Хотя вплоть до прошлой недели никто не был уверены, макет это или настоящий летательный аппарат, на этот счет было много спекуляций. Сначала дальность ее действия оценивалась в 3-4 тысячи километров. Потом - больше чем в 10 тысяч.
- И вот она взлетела.
- Я был просто поражен, когда несколько дней назад поступила информация, что Taepodong-2 заправляют топливом. Я сразу сказал там где следует, что она не полетит, это слишком опасно. Но все же они пошли на это. По моим расчетам, ракета разлетелась на высоте в 7 км. Принцип этой модели, очевидно, заключается в соединении четырех сопел Nodong. Сделала ли ее Северная Корея самостоятельно, я сказать не могу. По крайней мере, параметры Taepodong-2 соответствуют параметрам русской ракеты R14, у которой также существует китайский аналог. Однако ввиду неудачного испытания я бы не стал слишком высоко оценивать значение этой ракеты.
- Можно ли сказать, что в настоящее время Северная Корея не имеет работоспособных ракет дальнего радиуса действия?
- Да.
- Какую информацию дают нам снимки из космоса?
- Например, ту, что стартовые установки для Taepodong-2 крайне примитивны, они редко используются, дороги, ведущие к ним, неблагоустроенны. На снимках можно увидеть ангар и всего нескольких рабочих. Это территория, где мало что происходит. До 2006 года мы никогда не видели там Taepodong-2.
- Как получилось, что не была зафиксирована транспортировка этой ракеты?
- У нее маленький диаметр, не более 2,4 метра. Ее можно разобрать и перевезти по железной дороге. Топливные баки Северная Корея могла изготовить сама. Ирак сделал это во время войны с Ираном.
- Что вы скажете об испытаниях, проведенных в понедельник Индией?
- Здесь речь идет об усовершенствованной ракете Agni-2, которая сделана по образцу американской Scout. Это была прочная, скорее, простая ракета с массивным корпусом, которая была усовершенствована до Agni-3 с радиусом действия в три тысячи километров.
- Индия тоже закупает эту технику?
- Нет, Индия многое делает сама, но она провела очень мало испытаний. В случае Agni - около десяти. В качестве наступательного оружия эта ракета еще не годится. Возможно, только для устрашения.
- Сколько запусков нужно произвести, чтобы действовать наверняка?
- Примерно 30 раз для разработки и около 10 - для доводки. Все упомянутые страны еще очень далеки от этого.
- Когда Северная Корея произведет должное количество запусков?
- Без посторонней помощи - никогда. Ключ - это помощь извне.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
