The Wall Street Journal | 12 июля 2006 г.
Российский эксперт злится на Запад
Гай Чейзан
Враждебность телепрограммы Пушкова отражает питаемый нефтью российский национализм накануне саммита G8
Бывший советник Горбачева Алексей Пушков вновь всплыл на поверхность в роли ведущего жесткого ток-шоу на телевидении, чья популярность объясняет, как и почему испортились отношения России с США и Европой.
Будучи спичрайтером советского лидера Михаила Горбачева в конце 1980-х годов, Алексей Пушков славил окончание холодной войны и проповедовал дружбу с прежними капиталистическими врагами Москвы. Теперь он озвучивает принципиально иную идею.
Европа хочет, чтобы Россия отказалась от своего суверенитета, открыв свои газопроводы, сообщает он зрителям своей программы "Постскриптум". Список обвинений продолжается: Запад пытается разорвать Россию на части, поддерживая чеченских сепаратистов. Лидеры поддерживаемой США "оранжевой революции" на Украине - хулиганы.
Превращение Пушкова из сторонника сближения в пропагандиста жесткой линии, равно как популярность его программы и ее позиции, во многом объясняют атмосферу недовольной самоуверенности, преобладающую в России накануне саммита "большой восьмерки". Встреча в Петербурге, свидетельствующая о возрождении России в статусе великой державы, чьи энергетические ресурсы становятся все нужнее Западу, задумывалась как утверждение места страны в элитном клубе ведущих демократий. Однако напряженность между Москвой и ее партнерами по G8 грозит испортить праздник.
Пушков, чья программа может служить барометром ухудшения отношений, является одним из самых блестящих российских ястребов - речистый, загорелый с ухоженными седеющими волосами. Каждую неделю примерно 6 млн россиян усаживаются смотреть его "Постскриптум", программу, вобравшую в себя российский нефтяной национализм и недоверие к США. Исследования показывают, что ее рейтинг растет, в то время как любовь России к Западу перерождается в ненависть.
"Знаете, в начале 1990-х годов США казались нам сияющим храмом на горе, - смеется Пушков. - Это уже не так".
Отношения России с США и Европой в последние 20 лет бросает из стороны в сторону, от враждебности времен холодной войны до дружбы ельцинской эпохи. Теперь настали новые холода, которые питает геополитическое соперничество, зачастую ставящее их по разные стороны баррикад.
Западные критики обвиняют Кремль в политических играх с российским энергетическим экспортом, запугивании соседей и странном нежелании поддержать жесткую позицию Запада по ядерным амбициям Ирана. Россия же обвиняет Европу и США в поддержке народных восстаний на Украине и в Грузии и попытках помешать расширению российских компаний за границу.
И хотя программа Пушкова находится на переднем крае западной критики, озвучиваемые им чувства слышны сегодня и в либеральных СМИ. "Люди не верят в искренность намерений США", - говорит Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции "Эхо Москвы".
Президент Владимир Путин озвучил новую враждебность в майском обращении к нации, где призвал к усилению армии для противодействия "товарищу волку", безусловно, имея в виду США.
Настороженность простых россиян нагляднее всего проявляется в звонках на "Эхо Москвы". В свое время звонки давали либералам - значительной части целевой аудитории станции - возможность высказать недовольство жесткой линией Путина. Сегодня они стали форумом сторонников жесткой линии.
"Наши слушатели превращаются в изоляционистов и ксенофобов, - говорит Венедиктов. - Примерно половина из них считает США врагом".
Но несмотря на напряженность, политический истеблишмент в Москве полагает, что близость России и США сохранится, особенно в сфере безопасности. "У нас мало потенциальных союзников, вместе с которыми мы можем бороться с терроризмом и исламским фундаментализмом, - говорит Сергей Караганов, президент влиятельного Совета по внешней и оборонной политике. - Америка остается полезным партнером".
Действительно, администрация Буша дает понять, что в ближайшие дни пойдет на уступки Кремлю, возможно, поддержит заявку России на вступление в ВТО и разрешит мирное ядерное сотрудничество с Москвой.
В карьере Пушкова воплотились взлеты и падения американо-российских отношений. В конце 1980-х годов, будучи внешнеполитическим советником Горбачева и других членов Политбюро, он способствовал падению Берлинской стены. Он проводил в жизнь свою веру в единую Европу, где не будет места военным альянсам времен холодной войны, а прежние идеологические разногласия развеются как дым.
"Я был одним из тех, кто верил, что мы можем построить подлинное партнерство с Западом", - говорит он.
В 1994 году он получил грант НАТО на написание доклада о российской внешней политике. Как заместитель редактора "Московских новостей", флагмана либерализма, при Клинтоне он часто бывал в Белом доме, Пентагоне и Госдепартаменте.
В 1996 году, работая заместителем директора Первого канала, он поддержал переизбрание президента Ельцина и обличал его соперника, коммуниста Геннадия Зюганова, как противника Запада. В редакционной статье "Московских новостей" он писал, что только Ельцин дает шанс ориентировать Россию на Запад.
Но иллюзии рассеялись с расширением НАТО на восток, захватывающим бывшие страны Варшавского договора и приближающим альянс к границам России. Все разговоры Запада об окончании холодной войны на поверку оказались одними разговорами, заявил Пушков. Бомбардировки НАТО в 1999 году традиционного союзника России, Сербии, в разгар ее войны с Косово, стали последней соломинкой, "сильнейшим из всех разочарований".
"Мы совершили огромную ошибку, - говорит он. - Мы действительно поверили, что отношения могут в корне измениться. Но началась новая война - на этот раз за геополитическое господство".
Из студии федерального телеканала "ТВ-Центр", принадлежащего правительству Москвы, "Постскриптум" передает ястребиную версию событий.
Ведущий, как обычно, пинает Украину: Юлия Тимошенко, одна из самых популярных политиков страны, - это агрессивная авантюристка, пользующаяся поддержкой США, а ее партия - "оранжевая" хунта. Программа предлагает лицеприятный репортаж об интернет-конференции Путина и с пренебрежением отзывается об американских СМИ, интересующихся личной жизнью политиков, повторяя при этом сплетни таблоидов о романе президента Буша с госсекретарем Кондолизой Райс.
Телевизионный имидж Пушкова означает, что он уже не близок с вашингтонским истеблишментом. Венедиктов был среди тех, кто 4 июля пил белое вино в московской резиденции посла США. Пушкова, когда-то завсегдатая подобных мероприятий, там не было.
"Последние три года меня не приглашают, - говорит Пушков. - Сегодня я говорю не то, что им хочется слышать".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях