La Stampa | 12 июля 2010 г.
Лимузины КГБ на "мосту интриг"
Анна Зафесова
Глиникский мост в Берлине во времена холодной войны служил местом обмена шпионов, пишет Анна Зафесова в статье, напечатанной в газете La Stampa.
"Впервые Глиникский мост был использован для обмена шпионами 10 февраля 1962 года: советского шпиона Рудольфа Абеля, проведшего пять лет в американской тюрьме, но так и не назвавшего своего настоящего имени, обменяли на Гэри Пауэрса, пилота самолета-шпиона U2, сбитого над Уралом двумя годами ранее", - пишет издание.
Мост (закрытый для движения транспорта) над рекой между Западным Берлином и ГДР был единственным местом на планете, где враги в холодной войне почти касались друг друга, ничейной землей между двумя различными мирами, проходом, который открывался лишь для обмена заключенными. Абель и Пауэрс - две символические фигуры, оба они были схвачены на территории противника. "Статическая сцена, нереальная. Две группы людей в зимних пальто стоят на мосту, разделенные белой линией, символизирующей железный занавес. Потом, в один и тот же миг, они начинают двигаться, садятся в лимузины со шторками на окнах и срываются с места, как ракеты", -рассказывает журналистка Reuters Аннет фон Брокер, единственная очевидица операции. Момент обмена шпионами был воспроизведен в 1968 году в популярнейшем советском шпионском фильме "Мертвый сезон".
"Но были и другие обмены, "оптом", как, например, сделка 13 июня 1985 года, организованная в спешке ради обмена 23 агентов, завербованных американцами, на польского шпиона Марианна Захарского и трех его коллег. Речь тогда шла не о лимузинах, а об автобусах, битком набитых провалившимися агентами. Последним "мост шпионов" пересек Натан Щаранский. Через три года мост вновь был открыт для проезда простых смертных: Берлинской стены уже не было", - пишет автор статьи.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях