The New York Times | 12 июля 2010 г.
Идея обмена в деле российских агентов появилась рано
Питер Бейкер, Чарли Сэвидж и Бенджамин Вейзер
11 июня президенту Обаме доложили, что ФБР планирует арестовать крупнейшую сеть российских агентов-нелегалов со времен холодной войны, утверждает The New York Times. Уже в этот день, за 16 дней до самих арестов, появился план обмена заключенными, который воплотился четыре недели спустя в Вене, пишут корреспонденты Питер Бейкер, Чарли Сэвидж и Бенджамин Вейзер.
Как только Обаме сообщили о деле российских шпионов, идея обмена стала рассматриваться как способ выйти из потенциально взрывоопасной ситуации, не сорвав усилий Обамы по возрождению российско-американских отношений, пишет газета. "Российская шпионская сеть будет уничтожена, американская сторона добьется освобождения четырех российских заключенных, и стороны смогут забыть обо всей этой истории", - говорится в статье.
В пятницу представители администрации США подчеркнули, что аресты были произведены не с целью заключения сделки и что решение об обмене было принято только после взятия агентов под стражу. "Но они рассказали, что после арестов события развивались стремительно: обе стороны спешили договориться, так что российские власти даже предлагали деньги и другие блага, чтобы поощрить одного из своих агентов к сделке", - пишет издание.
По словам источников в администрации США, ФБР следило за российскими агентами не менее 10 лет и, наряду с ЦРУ и министерством юстиции США, впервые подробно ознакомило Белый дом с расследованием в феврале нынешнего года. К концу мая - началу июня контрразведка США забеспокоилась, что некоторые агенты собирались этим летом выехать за рубеж, и было принято решение об аресте. Прокуратура Южного округа Нью-Йорка составила обвинительные документы. По мнению газеты, деятельность агентов, используемая ими техника и длительная слежка ФБР описывались в этих документах необычайно подробно. "Вариант документа годами хранился в сейфе для секретных бумаг в Нью-Йорке. Он дополнялся и перерабатывался старшим следователем Майклом Фарбиарзом по мере того, как появлялись новые улики, и был готов к использованию, едва в нем возникнет необходимость", - говорится в статье. Обвинительные документы продемонстрировали ответчикам и России, что американская сторона не блефует, а действительно располагает доказательствами, пояснил помощник генпрокурора США по делам национальной безопасности Дэвид С. Крис.
После арестов Белый дом поспешил связаться с Москвой, демонстрируя изобилие доказательств и свою готовность найти выход из ситуации, сообщили источники в администрации. "В ответ Россия удалила с сайта МИД РФ первоначальное заявление, где обвинения именовались безосновательными, и распространила новое, где признавалось, что среди арестованных есть российские граждане", - пишет газета. Администрацию США поразили сдержанные высказывания Путина на встрече с Биллом Клинтоном.
Белый дом составил список из четырех россиян, осужденных за нелегальные связи с Западом. В него входили Запорожский, Скрипаль, Василенко и Сутягин. "Делу помогло то обстоятельство, что многолетняя слежка властей США выявила мало признаков того, что российские агенты нанесли серьезный ущерб", - пишет газета.
По словам источника в администрации США, ЦРУ поручили обратиться к СВР 30 июня, через двое с лишним суток после арестов. Через два дня Россия согласилась на переговоры. Директор ЦРУ Леон Панетта и глава СВР Михаил Фрадков обговаривали условия по телефону, и 3 июля была достигнута договоренность. В том числе Москва согласилась не предпринимать зеркальных мер к американцам, проживающим в России, пишет газета.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях