Financial Times | 12 июля 2013 г.
Для российских чиновников, включенных в "список Магнитского", мало что изменилось
Чарльз Кловер
Когда президент Обама подписал "Закон Магнитского", предполагающий санкции против десятков российских чиновников, Москва издала вопль негодования, пишет The Financial Times. Магнитский обрел колоссальный символический статус, отмечает журналист Чарльз Кловер. Для правозащитников он героический борец за права человека, Кремль изображает его западным агентом и предателем.
После того как США назвали имена 18 российских чиновников, которым запрещен въезд в США согласно "Закону Магнитского", Москва запретила въезд в Россию 18 американским чиновникам, и двусторонние отношения стали еще хуже.
"Но на практике спор не возымел особого эффекта", - полагает Кловер. Российские чиновники, упомянутые в списке, говорят, что в их жизни почти ничего не изменилось. Следователь Олег Сильченко сказал, что у него нет ни загранпаспорта, ни собственности за рубежом. Сотрудница МВД Наталья Виноградова заявила, что вообще никогда не была за границей. Правда, эти люди - единственные, кто выступил с публичными комментариями.
"По мнению экспертов, "Закон Магнитского" не стал сдерживающим фактором для российских чиновников, а лишь укрепил в Кремле менталитет "осажденных". Со своей стороны, Кремль попытался изобразить "список Магнитского" как вредоносный заговор врагов России, призванный очернить имена самых выдающихся патриотов", - говорится в статье.
В любом случае в Москве повеяло аскетизмом, продолжает автор: "Отныне членам правящей элиты положено не хвалиться своим стилем жизни богачей-космополитов, а сидеть на родине и закрывать счета в зарубежных банках".
Аналитик Алексей Макаркин замечает: "список Магнитского" - знак, что Запад "претендует на право объявлять, кто может быть членом глобальной элиты, а кто нет". А Россия "хочет обладать этим правом исключительно для российских граждан". Впрочем, Макаркин считает, что теперь некоторые чиновники задумаются, прежде чем принимать решения по громким делам.
Газета напоминает, что в США существует также отдельный, засекреченный "список Магнитского". "Рамзан Кадыров в ответ на слухи, что он включен в этот список, сказал, что гордится этим, хотя факт его присутствия в списке не подтвержден", - говорится в статье.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях