The New York Times | 12 июня 2008 г.
Видеоролик привлекает внимание к росту насилия по отношению к нацменьшинствам в России
Майкл Швирц
Шамиль Одаманов раньше почти каждый день звонил родителям из Москвы, где он был рабочим. Он переехал в Москву из своей деревни на российском Северном Кавказе в поисках лучшей работы. Затем, больше года назад, телефонные звонки прекратились.
Теперь семья, к своему ужасу, узнала, почему. Они опознали 24-летнего Одаманова в человеке, которого обезглавили на видеоролике, запечатлевшем двойное убийство, совершенное в прошлом году членами российской неонацистской группировки.
"Он не просто похож, это он, и точка", - сообщил по телефону из Дагестана, российской республики на Северном Кавказе, отец Одаманова Умахан Одаманов. Одамановы, жившие в Дагестане на протяжении многих поколений, - кумыки, маленькая этническая группа в этом регионе. Следователи признали, что, возможно, Шамиль Одаманов является одной из двух жертв, которые на видео стоят на коленях рядом с нацистским флагом перед тем, как их убили.
Ролик, который сначала сочли поддельным, сперва появился на ультранационалистических веб-сайтах в августе, а затем быстро распространился по интернету и был в отредактированной версии показан по национальному телевидению. По крайней мере, на некоторое время он сделал проблему насилия по отношению к этническим меньшинствам одной из главных тем национального дискурса.
Правоохранительные органы в связи с убийствами ведут расследование в отношении нескольких людей - некоторые из них состоят в националистических группировках, но пока ни один из подозреваемых не был официально идентифицирован, сообщил в интервью Владимир Маркин, представитель Следственного комитета при Генпрокуратуре.
В феврале суд счел студента Виктора Милькова из Адыгеи, республики на юге России, виновным в соучастии в распространении видеоролика и приговорил его к году лишения свободы. Он утверждает, что получил видео по электронной почте от незнакомого человека.
По словам Маркина, тела жертв до сих пор не найдены и не установлено, где произошло убийство.
Число нападений на представителей этнических меньшинств в последние годы неуклонно растет, по мере того, как все больше иммигрантов из-за границы и бедных этнических анклавов России приезжают в крупные урбанистические центры в поисках заработков.
Одаманов был одним из них. Он покинул свою деревню Султанянгиюрт в Дагестане около двух лет назад и переехал в Москву в поисках работы "и, возможно, невесты", сообщил его отец. Во время своих регулярных звонков домой он часто жаловался на столкновения со скинхедами, которые иногда прочесывают небогатые жилые районы Москвы, нападая на людей с темной кожей.
В конце марта 2007 года Одаманов позвонил "поздравить меня с днем рождения, - сообщил его отец. - Больше я от него ничего не слышал".
В следующий раз он увидел своего сына на видео. Он связанный стоял на коленях рядом с другим человеком, на нем была черная куртка Adidas и рубашка, которую ему одолжил его брат Артур, сказал Одаманов-старший.
Видеоролик открывается звуками тяжелого металла и названием "Операция Национал-социалистической партии Руси по аресту и казни двух колонистов из Дагестана и Таджикистана". Вначале показаны кадры сельской местности, следователи полагают, что съемки были сделаны где-то в Калужской области, примерно в 120 милях от Москвы.
"Нас арестовали национальные социалисты", - произносят пленники сквозь кляпы. На следующем кадре один из захватчиков, в камуфляже и массивных черных перчатках выкрикивает "Слава Руси!", затем всаживает нечто, похожее на большой нож, в шею человека, в котором узнали Одаманова. Его обезглавили за несколько секунд.
Затем второго человека, которого не опознали, убивают выстрелом в голову, и он падает лицом в неглубокую могилу. В финальной сцене двое мужчин в камуфляже и в черных масках отдают нацистский салют.
В 2007 году в России было зафиксировано 600 расистских нападений, включая 80 убийств, по данным информационно-аналитического центра "СОВА", организации, которая отслеживает преступления, совершенные на почве ненависти. В этом году, по данным на 1 июня, было совершено 232 таких преступления, из которых 57 были убийствами.
Организации по защите прав человека часто обвиняли чиновников в игнорировании проблем насилия, совершенного на почве национальной ненависти в России, хотя, по крайней мере, в Москве недавний рост числа убийств людей с темной кожей вызвал ощутимую реакцию со стороны правоохранительных ведомств.
"Московская прокуратура определенно стала более активно заниматься этой проблемой начиная с прошлого года", - отметил директор центра "СОВА" Александр Верховский.
На прошлой неделе Министерство внутренних дел сообщило, что в этом году были арестованы более 50 человек, подозреваемых к причастности к ксенофобским нападениям в Москве и в Санкт-Петербурге - городах с самым высоким уровнем расистского насилия.
Тем не менее, число таких преступлений по всей стране продолжает неуклонно расти на 15-20% в год. Такой рост наблюдается на протяжении последних пяти лет, отметил Верховский. Более того, по его словам, процент убийств растет по мере того, как подростки, состоящие в националистических группировках, вырастают и становятся взрослыми.
"Они просто начинают серьезнее относиться к своим делам", - отметил он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях