Статьи по дате

La Stampa | 12 марта 2002 г.

Почему удар по Ираку неизбежен? Интервью с Деннисом Россом

Паоло Мастролилли

Деннис Росс [многолетний посланник США на Ближнем Востоке, покинувший правительство незадолго до прихода к власти администрации Буша ? примечание InoPressa] стоял у истоков этой бесконечной борьбы. Во время войны в Персидском заливе он работал над созданием антииракской коалиции, а после Мадридской конференции, вплоть до конца прошлого года был специальным представителем Белого дома на Ближнем Востоке.

- Но почему антитеррористическая кампания должна распространиться на Багдад, если он не имеет отношения к событиям 11 сентября?

- Никто не говорил, что Багдад не имеет к этому отношения, но дело не в этом. Американская администрация развернула глобальную кампанию против всех стран, угрожающих международной безопасности, и Ирак входит в их число.

- Что является законным основанием для следующего вторжения?

- Перемирие, подписанное правительством Саддама в 1991 году, в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН. Подписав этот документ, Багдад взял на себя обязательство уничтожить все имеющееся у него оружие массового поражения и доказать миру, что он выполнил свои обязательства, и инспекторы ООН должны были подтвердить это. Но он не сделал ни того, ни другого, поскольку инспекторы были выдворены в 1998 году.

- К тому времени инспекторы и санкции действовали уже на протяжении шести лет, и Клинтон нанес по Ираку бомбовые удары.

- Клинтон сделал это, потому что Саддам, несмотря на все обязательства, мешал инспекторам ООН выполнять порученную им работу.

- Багдад утверждает, что уже нечего проверять, поскольку все программы по перевооружению были свернуты. Могут ли Соединенные Штаты доказать миру, что Ирак уже имеет или создает оружие массового поражения?

- Да, есть два повода для тревоги. Первый является следствием того, что мы располагаем информацией об уже имеющемся оружии и о действующих программах. Второй рождается из страха перед тем, о чем мы не знаем, по причине отсутствия инспекторов, и из предположения о возможности негативного развития ситуации.

- Так значит, тот, кто говорит об угрозе применения Саддамом ядерного оружия, не бредит?

- Конечно, нет.

- Если Багдад согласится с возвращением инспекторов, удар будет отменен?

- Не факт. Если он все же согласится на неограниченные проверки - может статься, что удара не последует. Но если он попытается использовать инспекторов для того, чтобы обойти резолюции ООН, удар будет нанесен.

- Европейские и ближневосточные партнеры настроены скептически. Как вы намереваетесь их убедить?

- Докажем, что от Ирака исходит угроза и ознакомим с планами операции. Если мы продемонстрируем союзникам, что у нас есть все основания, чтобы действовать, и что мы разработали надежную стратегию, направленную на свержение Саддама, они последуют за нами. Важно дать понять, что мы не торопимся, и что мы готовы ждать столько, сколько необходимо для того, чтобы победить.

- Таким образом, мы подходим к миссии Чейни, совпавшей по времени с ближневосточным кризисом и посредническими усилиями генерала Зинни [Главком Центрального командования США, в конце прошлого года был послан Бушем мирить арабов с израильтянами ? примечание InoPressa]. Что должен сказать вице-президент, чтобы убедить союзников?

- Речь идет о двух различных проблемах, над решением которых мы должны работать одновременно по двум отдельным направлениям. Ирак - проблема безопасности, касающаяся всех. Для ее решения у нас должна быть точно выверенная стратегия. Для урегулирования ближневосточной проблемы необходимо выполнить план, состоящий из четырех пунктов. Именно над этим должен работать Зинни, даже если кровопролитие не прекратится. Первый шаг - прекращение боевых действий; второй - провозглашение десятидневного перемирия, в ходе которого Шарон отменит все акции, чтобы дать возможность Арафату провести аресты и реализовать инициативы по обеспечению безопасности; третий - создание возглавляемой американцами совместной комиссии для проверки выполнения обязательств и осуществления мер по установлению взаимного доверия; четвертый - созыв саммита на уровне министров с участием Иордании, Египта, Сирии и Саудовской Аравии для возобновления процесса мирного урегулирования.

- Некоторые говорят, что Арафат не хочет перемирия, потому что война ослабляет Шарона, другие полагают, что Шарон намеревается использовать продолжающиеся вооруженные столкновения, чтобы подтолкнуть Вашингтон к устранению Арафата. Может ли в таких условиях быть успешной миссия Зинни?

- Да. На Шарона и в самом деле оказывается давление, но Арафат должен понять, что насилием он ничего не добьется. Если в период десятидневного перемирия он не выполнит своих обещаний, Соединенные Штаты порвут с ним всякие отношения. План, выдвинутый Саудовской Аравией, окажется полезным, если он сможет гарантировать полную нормализацию отношений между арабским миром и Израилем.

Источник: La Stampa


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru