The New York Times | 12 марта 2003 г.
Международный суд по военным преступлениям открылся в Гааге
Марлиз Саймонс
Гаага, 11 марта. Сегодня здесь официально открылся новый, работающий на постоянной основе, международный уголовный суд, который будет рассматривать дела диктаторов и военных преступников. Жюри, состоящее из 18 судей, принесло присягу. Созданию этого органа яростно противилась администрация Буша, вместе с тем его открытия с нетерпением ждали в других странах.
В задачи суда не входит рассмотрение обвинений против государств и армий - он будет заниматься делами людей, которых обвиняют в серьезных преступлениях против гражданского населения. В составе судей 11 мужчин и 7 женщин - представителей всего мира. Сегодня создание этого суда называют составной частью самой амбициозной инициативы в истории современного международного права.
18 судей, облаченных в черные мантии, принесли присягу в зале голландского парламента, в здании, построенном в XIV веке. На церемонии присутствовали юристы, дипломаты, политические деятели и члены правительств более чем 100 государств.
Судьи, один за другим, поднимали правую руку и клялись исполнять свои обязанности "честно, справедливо, беспристрастно и добросовестно". Они обещали также уважать "конфиденциальность следствия и судебного преследования, хранить тайну совещательной комнаты".
Был избран председатель - канадский судья, специалист по международному праву Филипп Кирш.
Сторонники создания нового института надеются, что он будет играть решающую роль в предотвращении грубых нарушений прав человека и преследовании за подобные нарушения. Хотя суд независим от ООН, на церемонии присутствовал Генеральный секретарь Кофи Аннан, который заявил о горячем стремлении поддержать благородную инициативу, которая является "делом всего человечества". Он пожелал судьям действовать без страха и упрека. "Чудовищные преступления необходимо предотвращать, ? сказал он, добавив, что в прошлом сдерживающих сил очень не хватало. ? Такой орган сегодня необходим так же, как раньше, он будет необходим и в будущем".
Однако администрация Буша, опасаясь, что политизированные обвинители смогут возбуждать дела против американских чиновников или военных, выполняющих свой долг за границей, вела активную кампанию против создания этого института и оказывала давление на многие правительства, добиваясь непризнания вызовов в суд американских граждан. Вашингтону удалось договориться об этом с 21 государством - преимущественно бедными странами, зависимыми от помощи США.
Официальные представители Соединенных Штатов на церемонии не присутствовали, однако на нее пришли американские эксперты в области права. Среди них были Теодор Мерон, профессор юридического факультета университета Нью-Йорка, недавно назначенный председателям трибунала по военным преступлениям на территории Югославии, а также два пожилых юриста, сыгравших видную роль на Нюрнбергском процессе. Один из их, 82-летний Бенджамин Б. Ференц заявил, что нынешнее руководство США "по-видимому, забыло уроки, которые мы стремились преподать всему миру".
Некоторые выступающие пытались развеять опасения США, а также Китая, Индии, Ирака и Турции, которые не вошли в число 89 стран, ратифицировавших Римский договор, подписанный в 1998 году и предусматривающий создание суда. Принц Иордании Зейд Аль Хусейн, который председательствовал в органе, давшем суду путевку в жизнь, заявил, что новый суд "является не всемирным орудием мести", а "судом последней инстанции". По своему уставу он должен сначала обращаться к национальным судам.
Обвинитель, которого должны выбрать в апреле, может выдвигать обвинения только в тех случаях, когда национальные суды не хотят или не могут рассматривать дела, связанные с такими массовыми зверствами, как военные преступления, преступления против человечества и геноцид. Юрисдикции суда подлежат не отдельные нарушения, а только такие, которые "носят систематический характер или широко распространены". Прежде чем обвинение будет предъявлено, его должны одобрить судьи.
Над сегодняшней церемонией витала тень вероятной войны в Ираке. В то время как новый суд поклялся соблюдать верховенство закона, некоторые ораторы выражали опасения, что международное право будет нарушено, если США и Великобритания начнут войну против Ирака, не получив одобрения ООН. Но поскольку ни США, ни Ирак не являются членами суда, маловероятно, что новому трибуналу будет отведена какая-либо роль в судебных делах, возникших в результате войны. При этом британские военные теоретически могут подвергнуться преследованиям.
Юрисдикции суда подлежать только преступления, совершенные после 1 июля 2002 года. С исками могут обращаться отдельные граждане, группы, правительства и Совет Безопасности ООН.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях