Tagesspiegel | 12 марта 2004 г.
Чума XXI века со страшной силой ударила по Мадриду
Франк Янсен
Терроризм настиг Западную Европу. Здесь не было терактов, подобных мадридским. Но у преступников есть пример - "Аль-Каида"
Как похожи эти картины. Утро 5 декабря 2003 года, неподалеку от южно-российского города Ессентуки: сильный взрыв разрывает второй вагон переполненной электрички. 41 человек погиб, более 150 ранены. Следующий теракт: 6 февраля 2004 года, снова раннее утро, в поезде московского метро взрывается сумка, наполненная взрывчаткой. 39 человек погибли, 130 или даже больше получили тяжелые ранения.
Первой реакцией президента России Владимира Путина были слова: "Это чума XXI века". Но он никак не мог предположить, что эпидемия вскоре выйдет за пределы первоначального очага. Ведь Путин, говоря о "чуме", имел в виду чеченский терроризм и терроризм других "воинов Аллаха", в Мадриде же испанское правительство подозревает приверженцев ЭТА. Если это предположение верно, то мадридские теракты - это свидетельство того, как копируется мусульманский террор с его убийственной эффективностью. Даже без участия террористов-самоубийц.
"Они учатся друг у друга"
Немецкий эксперт Кай Хиршманн говорит, что "Аль-Каида" создала прецедент. Это именно то, "чего я опасался". Члены ЭТА, а также другие экстремистские группировки пристально наблюдали за "Аль-Каидой", за чеченцами и исламистской террористической сетью в целом. Отсюда следует вывод: "Они учатся друг у друга".
Поэтому не удивительно, что теракты ЭТА и исламистов необычайно похожи друг на друга: предположение, что агрессивные баски могут применить методы, аналогичные, например, чеченским, существовало уже некоторое время. В 2003 году на Рождество испанской полиции еле удалось предотвратить теракт в поезде, подготовленный двумя молодыми членами ЭТА. В конце февраля 2004 года был остановлен грузовик, который с 500 килограммами взрывчатки следовал в сторону Мадрида.
"В ЭТА действует новое поколение, - говорит Хиршманн, - оно перенимает методы исламских террористов".
Такой подход подразумевает: никаких предупредительных звонков перед терактом, как прежде, отказ от трудноосуществимых и рискованных нападений на "сложные" цели, то есть на охраняемых политиков, полицейские участки или военные базы. Предпочтение отдается "простым" целям - это, по примеру исламистских терактов, могут быть поезда или электрички метро, рок-концерт (Москва, июль 2003 года, 15 убитых), курорт (Бали, октябрь 2002 года, 202 убитых), отель (Кения, ноябрь 2002 года, 16 убитых), а также любые другие места скопления самых обычных граждан. К тому же абсолютно беззащитных.
Это может означать приход "экстремизма отчаянных", как выразился один эксперт по безопасности. Способствует ли терактам политическая обстановка, это уже вопрос второстепенный. Молодое поколение ЭТА считает борьбу ветеранов, которые почти все сидят в тюрьмах, проигранной. И чувствует, что организация утрачивает свою значимость. В результате - чудовищные акты отчаяния.
При этом теракты в Мадриде напоминают не только об "Аль-Каиде", но с учетом места происшествия и масштаба презрения к людям также о серьезном теракте, совершенном итальянскими правыми экстремистам на вокзале в Болонье в августе 1980 года. Тогда погибло 85 человек.
Еще один признак современного экстремизма - это размывание структур, в частности иерархических. Как исламистские ячейки, которые давно действуют совершенно автономно, фанатики иных цветов, кажется, тоже склоняются в пользу минималистской и поэтому труднораскрываемой структуры своих организаций.
Теракты в Мадриде могут являться признаком того, что подрастающее поколение ЭТА будет набираться опыта в мини-ячейках и действовать на свой страх и риск в качестве фанатиков-одиночек. Трудно себе представить, что последние теракты на совести старой ЭТА, структура которой формировалась в условиях военно-политической борьбы за признание баскской независимости.
Каждый теракт, как бы зловеще это ни звучало, имеет собственный "язык". Могут ли у терактов в испанской столице быть исламские корни, не только в плане методики? В четверг вечером министр внутренних дел Испании заявил, что в пункте отправления одного из взорванных поездов в автофургоне были обнаружены взрыватель и кассета с сурами из Корана. Ведь испанское правительство с самого начала поддержало курс президента США Буша в отношении Ирака. К тому же в Мадриде, как это часто бывает, когда теракты проводят исламистские террористы, было взорвано сразу несколько бомб.
Негативные символы
На первый взгляд, замысел мадридских терактов говорит об обратном: до сих пор "воины Аллаха" всегда выбирали себе цели, которые для части исламского мира имеют отчетливо узнаваемую, причем отрицательную символику. Это Всемирный торговый центр - сущность сатанинского империализма США, синагоги на Джербе и в Стамбуле, дискотека неверующих туристов на Бали. Взорванные поезда в России тоже вписываются в эту схему, поскольку чеченцы, предположительно совершившие эти теракты, хотели наказать русских за войну на Кавказе. Теракты в поездах Мадрида, напротив, не имеют для исламистов никакого (понятного) символического значения.
Тем не менее ужас испанцев, причем прямо перед выборами в парламент, мог бы соответствовать расчетам некоторых фанатиков из ЭТА, которые ставят на еще более жесткую конфронтацию с испанским государством. В надежде, что на Страну Басков обрушится мощная волна репрессий, которая вызовет новые симпатии к ЭТА.
Крайне левые и ультраправые террористы в прошлом уже делали похожие расчеты - но, не считая теракта на вокзале в Болонье, в Западной Европе после 1945 года не было терактов с тем числом жертв, к которому, как правило, стремится "Аль-Каида". Теперь католики из ЭТА, если это были они, присоединились к террору исламистов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях