Frankfurter Allgemeine | 12 марта 2007 г.
Нижняя Силезия могла остаться немецкой
Корреспондент
В Российском государственном архиве в Москве была найдена географическая карта, датированная летом 1944 года, которая устанавливает роль Сталина в определении послевоенных границ в восточной части Центральной Европы, что имело следствием массовые депортации. Линия границы между Германией и Польшей, собственноручно начертанная на карте диктатором, сильно отличается от той, по которой она проходит сегодня. В соответствии с тогдашними представлениями Сталина вся Нижняя Силезия должна была оставаться немецкой, а Вроцлав должен был стать разделенным городом.
Еще летом 1944 года Сталин думал, что граница пройдет вдоль линии Одра - Ныса-Клодзка. Но не позднее чем в конце того же года он отдал предпочтение реке Ныса-Лужицка, расположенной в 200 с лишним километрах к западу, так что после поражения "третьего рейха" Силезия должна была целиком войти в состав Польши. В субботнем номере Frankfurter Allgemeine Zeitung, в котором опубликовано факсимиле сталинской карты, польский историк Богдан Мусиаль комментирует ход рассуждений Сталина.
Дополнительный секретный протокол к пакту Молотова-Риббентропа
Пакт Молотова-Риббентропа от 23 августа 1939 года обеспечил Гитлеру благожелательный нейтралитет Советского Союза при его нападении на Польшу. Кроме того, дополнительным секретным протоколом был предусмотрен раздел сфер влияния: Польшу предполагалось разделить по линии, проходящей вдоль рек Пилица, Нарев, Висла и Cан. Эстония, Латвия, Финляндия и Бессарабия в результате "территориально-политических преобразований" отходили Советскому Союзу.
После победы Гитлера над Польшей германо-советским договором о дружбе и границе от 28 сентября 1939 демаркационная линия была перенесена с Вислы на Буг. Кроме того, к советской сфере влияния отошла Литва.
Решение о расширении Польши на запад было принято в конце 1943 года
Ситуация изменилась с нападением Германии на СССР 22 июня 1941 года, которое привело к формированию антигитлеровской коалиции. Когда в конце 1943 года американский президент Рузвельт и британский премьер-министр Черчилль встретились в Тегеране со Сталиным, у них не было принципиальных разногласий относительно расширения Польши в сторону запада, раздела Германии и массовых депортаций, чтобы Сталин смог сохранять большую часть своих завоеваний 1939-1940 годов.
В качестве линии польско-германской границы диктатор предлагал Одру. Вариант с западным (гёрлицким) рукавом Нысы Сталин озвучил лишь в начале февраля 1945 года на Ялтинской конференции и столкнулся с бурными возражениями со стороны западных держав. Все же летом на Потсдамской конференции Сталину удалось настоять на своем. Отныне "любое послевоенное правительство Польши, даже если оно было некоммунистическим, суверенным и сформированным в результате свободного волеизъявления народа, в случае ревизионистских претензий Германии находилось в зависимости от СССР до тех пор, пока Советский Союз гарантировал западную границу Польши", считает Мусиаль.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях