Le Figaro | 12 мая 2005 г.
Россия хочет закрепить победу своего "управляемого капитализма"
Ж. К.
На саммите Россия - ЕС Владимир Путин еще раз попытался убедить собеседников в своих либеральных убеждениях. "Я твердо намерен продолжать курс на развитие рыночной экономики", - публично заявил он в понедельник. Впрочем, он сохраняет "либералов" в правительстве, вопреки мнению "силовиков"-дирижистов из своего окружения, которые постоянно критикуют его экономическую политику.
Но складывается впечатление, что теперь именно эти "дирижисты" дергают за веревочки. Их "модель бизнеса" так же далека от старой советской плановой системы, как и от либеральной шоковой терапии, осуществленной в некоторых странах Центральной Европы после крушения коммунизма. Тот "управляемый капитализм", который они защищают, скорее напоминает модель восстановления хозяйства, примененную после Второй мировой войны японским правительством под эгидой знаменитого MITI (министерства международной торговли и промышленности. - Прим. ред.).
Занимая пост министра промышленности и энергетики, Виктор Христенко просто обязан стать капитаном этого нового курса. Если он добьется успеха, Россия сумеет не скатиться в мировой экономической иерархии до уровня простого производителя сырья. Христенко хочет вложить часть нефтяной ренты в подъем национального авиастроения. Законопроект о недрах, изучаемый в настоящее время Думой, должен дать ему для этого дополнительные рычаги. Согласно этому закону, лицензии на разработку "стратегических" месторождений будут предоставляться лишь тем предприятиям, в которых не менее 51% акций будут принадлежать российскому капиталу.
Тем не менее этот проект предполагает некоторое смягчение абсолютного контроля государства над нефтяной рентой. Правительство уже начинает опасаться снижения объемов нефтедобычи, так как поиск новых месторождений не ведется. "Инвестиции в нефтегазовую отрасль явно недостаточны даже для поддержания производства нефти на уровне, достигнутом в первой половине 2004 года", - предупреждает Поль Юнсенже, руководитель французской Экономической миссии в Москве. Чтобы стимулировать разведку новых месторождений, Виктор Христенко намерен снизить налоги для тех компаний, которые возьмут на себя соответствующие риски.
Эта финансовая манна должна будет способствовать созданию мощного национального авиастроительного сектора, который правительство считает "стратегическим". Той же цели будет служить и таможенные протекционистские меры. Хотя они затруднят переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Москва не собирается приносить в жертву свободной торговле стратегические секторы российской промышленности. Именно поэтому Россия хочет получить от ВТО длительную отсрочку в отмене промышленных протекционистских тарифов.
Вся российская экономическая политика стоит сейчас перед дилеммой, которую французский экономист Жерар Вильд называет "водоразделом" между дирижизмом и либерализмом. Этот новый капитализм отнюдь не исключает готовности к международной конкуренции. Вступление России в ВТО должно будет рассеять опасения иностранных инвесторов, как это с успехом сделал Китай, который тем не менее полностью контролирует свою национальную промышленность. Однако коммерческая открытость тоже нужна, чтобы "новые капиталисты" не уснули в тени таможенной протекции, сохраняя нынешнюю низкую производительность национальной промышленности.
Примером этой стратегии служит российский автомобильный сектор. Россия производит столько же автомобилей на душу населения, сколько Аргентина, но намного меньше, чем Польша! Чтобы модернизировать стареющее производство, Христенко использует следующий метод: он собирается сохранять высокие пошлины на ввоз импортных машин, поощряя импорт деталей и работу на российской земле иностранных фирм-производителей. В результате российские конструкторы будут иметь доступ к тому же оборудованию, что и их конкуренты, и у них будет семь лет, чтобы приспособиться к тем же стандартам качества. Успех не гарантирован, но это, безусловно, единственно возможный метод.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях